Таблица развития ребенка по месяцам до года; От рождения до 1 года

Поэтапное развитие ребенка от рождения до года

Появление малыша в доме — это особое событие, которое часто выбивает из колеи даже опытных родителей. И если понимать, что этапы развития ребенка до года — это всего лишь ступеньки к его взрослению и становлению, а не очередные испытания для родителей, то это поможет преодолеть самые сложные моменты.

Начальный этап: что характерно для новорожденного ребенка?

Новорожденный малыш продолжает сохранять положение тела, в котором он привык находиться в утробе у мамы. Тело крохи слегка согнуто, голова наклоняется в сторону, а ручки и ножки большую часть времени согнуты в суставах. Не нужно пытаться это исправить, искусственно выпрямляя кроху в кроватке. Со временем его положение станет более естественным. Скорее наоборот, важно понимать, что здоровый малыш не должен лежать без движения идеально прямо. Постоянное движение ногами и руками является его нормальным состоянием, причем в положении как на спине, так и на животе.

Для новорожденных до месяца характерно проявление врожденного рефлекса ходьбы. Если взять кроху на руки и удерживать в вертикальном положении, то его ноги будут шагать в воздухе. Уже спустя месяц или полтора этот рефлекс исчезнет.

Только появившийся на свет ребенок уже воспринимает яркий свет, слышит звуки, умеет моргать, плачет при проявлениях страха или боли. Основные ощущения у него тактильные, поэтому так важно дарить ребенку на этом этапе тепло и ласку маминых рук, приучать к грудному вскармливанию.

Первый месяц жизни: минимум изменений

Спустя месяц малыш, продолжая сохранять слегка согнутое положение тела, начинает стремиться поднять голову, лежа на животе. Пока это у него получается не очень хорошо: голова шатается и заваливается то на одну, то на другую сторону. В положении сидя голова малыша пока не может сохранять правильное положение из-за недостаточно окрепших мышц шеи. Здоровый малыш уже к окончанию первого месяца жизни может держать головку в течение 10 секунд.

У малыша по-прежнему сохраняется хватательный рефлекс и автоматическая ходьба, появляется способность фиксации взгляда, что легко проверить, удерживая перед ним яркую игрушку. Тактильные ощущения у крохи дополняются зрительным контактом с окружающим его миром и в первую очередь — с мамой. Когда месячный ребенок кричит, можно примерно определить причину крика, анализируя громкость и интонации.

Два месяца: переходный период

Самое очевидное, что происходит с крохой на этом этапе — это исчезновение рефлекса автоматической ходьбы и постепенное распрямление тела и конечностей. Голову младенец в этом возрасте может удерживать, хоть и не устойчиво, больше 10 секунд, в том числе и при подтягивании за ручки в сидячем положении.

Малыш начинает различать звуки. Он становится более внимательным и любознательным, старается вслушиваться и всматриваться во все, что его окружает. Главным событием для всей семьи в этот период становится первая улыбка младенца. Так малыш проявляет свою любовь к близким людям. К концу второго месяца кроха начинает «гулить», издавая своеобразные звуки – сначала тихие и неуверенные, а потом более смелые.

Развитие в 3 месяца: активное общение

В три месяца малыш уже может лежать на животе с поднятой головой около минуты. Тело его распрямляется окончательно, голова в вертикальном положении не запрокидывается. Малыш уже может удерживать в ладошке погремушку и пытается попробовать ее на вкус. Появляется способность следить глазами за движением объектов, происходит активный контакт с мамой и близкими — ребенок улыбается и «гулит».

Четыре месяца: осознание себя

Ребенок в этом возрасте уверенно держится на предплечьях в положении лежа на животе, осматривается кругом и способен упираться ладонями в поверхность опоры, раскачивая торс. Кроха проявляет живой интерес ко всему, что его окружает, пробуя на вкус все, до чего дотягивается. Особенно забавным становится желание малыша исследовать собственные части тела: он осматривает ноги, руки и отчаянно пытается попробовать их на вкус.

В 4 месяца наблюдать за малышом становится особенно интересно, особенно в моменты его бурного веселья. Кроха в этом возрасте способен не только улыбаться, но и хохотать над, казалось бы, совершенно обычными вещами. «Гуление» в этом возрасте становится особенным из-за обогащения его новыми звуками.

Пять месяцев — важный этап в физическом и эмоциональном развитии

Ребенок в этом возрасте уже умеет переворачиваться со спины на живот и обратно. Конечности при этом активно сгибаются. У малыша хорошо получается опираться на ножки с удержанием веса тела, когда вы держите его под руки в вертикальном положении.

Кроха больше внимания обращает на окружающих его людей и предметы, учится различать интонации и мимику, выражает эмоции и реагирует на их проявление со стороны семьи. А вот «гулить» дети в этом возрасте начинают менее активно, за исключением некоторых малышей, продолжающих совершенствовать уже наработанные звуки.

Шесть месяцев: новые возможности и интересы

Окончание первого полугодия со дня своего рождения большая часть детей празднует освоением умения садиться без помощи взрослых. Малыши в этом возрасте более активны физически, могут удерживаться в положении лежа на животе, упираясь одной рукой в поверхность кровати. С игрушками в 6 месяцев у деток устанавливается свой контакт: они спокойно могут захватывать их в кулачок, перекладывать в разные руки и пробовать на вкус. Координация движений становится заметно лучше.

Здоровый малыш в 6 месяцев особенно внимателен, способен проследить происхождение звука. А вот в плане общения ребенок в этом возрасте становится более избирательным: теперь он улыбается только тем, кому доверяет и кого чаще всего видит перед собой, игнорируя и часто даже опасаясь незнакомых людей. В речи малышей можно различить отдельные слоги, напоминающие слова «мама» и «да».

В 7 месяцев — знакомство с миром с помощью рук

Семимесячный ребенок проявляет особый интерес к игрушкам, с удовольствием совершая с ними всевозможные манипуляции. Кроха играет не только с предметами, но и с собственными частями тела, захватывая ножки в положении лежа на спине. Малыш совершенствует способность переворачиваться на живот из положения на спине, таким образом подготавливая тело к новому этапу — ползанию.

Большая часть деток в этом возрасте пробует пить из чашки, и это у них отлично получается. Они активно лепечут, стараются произносить как можно больше звуков, наблюдая за губами взрослых. К концу этого периода малыши часто пробуют ползать.

8 месяцев: закрепление наработанного

Именно закреплению всего того, чему удалось научиться ранее, малыш посвящает первую половину 8-го месяца жизни. Кроха учится обращаться с игрушками, получая удовольствие от улучшившихся функций кисти, пробует вставать, садиться и менять положение тела. Малыши, которые освоили технику ползания, пользуются возможностью добраться до желаемой цели без помощи взрослых.

Восьмимесячный малыш уже способен различать знакомых и незнакомых людей, у него проявляется склонность к наблюдению за действиями взрослых. Многие детки в этом возрасте впервые открывают для себя свое отражение, пытаются наладить с ним контакт. В 8 месяцев малыш также уже спокойно может:

  • сосать сухарики и сушки;
  • пить из чашки, самостоятельно удерживая ее в руках;
  • исследовать помещение в пределах досягаемости.

9 месяцев: сокращение дистанций

Анализируя развитие малыша по месяцам, можно отметить, что именно этот период один из самых беспокойных для родителей. Малыш начинает активно ползать, доставая все, что находится в пределах его роста. Ребенок способен передвигаться не только на четвереньках, но и на ногах, удерживаясь руками за опору.

Читайте также:  Альфацет инструкция по применению, аналоги МедВизор

Особенно забавляет детей в этом возрасте процесс кидания предметов, за которым они наблюдают часто с безудержным весельем. Ребенок в 9 месяцев уже может находить и показывать называемые предметы, откликается на имя, способен прислушиваться к тихим звукам. Многие именно в этом возрасте радуют близких первым словом.

10 месяцев: проба на вкус ощущения контроля

В этом возрасте детки способны выбирать позу для времяпровождения самостоятельно за счет улучшения функций рук и ног. У малышей улучшается моторика пальцев, они способны поднимать мелкие крошки двумя пальцами.

Если еще месяц назад ребенок познавал процесс падения предметов, то в 10 месяцев он учится их не просто кидать, а при этом замахиваться, усиливая звук падения и получая от этого огромное удовольствие.

Многие малыши радуют близких «ладушками» и играми вроде «сороки-белобоки» на ладошках. Такие игры становятся прототипом первого диалога между крохой и взрослым.

11 месяц развития: первые шаги

За месяц до своего первого юбилея многие детки начинают пробовать ходить. Кто-то из них продолжает преодолевать расстояния ползком. Малыши в этом возрасте лучше управляются руками, активно пьют из чашки и могут есть неперетёртую пищу. Некоторые детки в этом возрасте начинают пробовать говорить, соотнося названия окружающими их предметами.

1 годик: ощущение полной самостоятельности

Большая часть деток к годику начинает ходить самостоятельно, иногда продолжая время от времени ползать по привычке или во время игры. Малыши, которые не ходят к этому возрасту, не считаются отстающими в физическом развитии. Они начнут ходить, но позже на несколько месяцев, и это не может являться поводом для волнения, если не были выявлены какие-либо нарушения. Для годовалого ребенка, гармонично развивающегося по месяцам, характерны:

  • слова, максимально похожие на речь человека;
  • интерес к старшим детям;
  • чувство юмора;
  • любознательность;
  • осторожность.

Малыши в этом возрасте четко осознают свою самостоятельность, пользуются вновь освоенными навыками и с большим интересом наблюдают за сверстниками и старшими детками, часто сохраняя до определенного момента дистанцию из чувства осторожности.

Интересные методики для развития малышей до года

Наблюдение за естественным процессом развития малыша по месяцам — занятие увлекательное.

Но, помимо пассивного наблюдения, можно попробовать помочь крохе быстрее адаптироваться к окружающему миру, используя проверенные авторские методики. Самые популярные из них:

  • Монтессори;
  • Никитиных;
  • Зайцева;
  • Глена Домана;
  • Сесиль Лупан.

Развитие малышей до года по этим методикам позволит облегчить им жизнь в дальнейшем, ускорить процесс освоения информации. В таблице ниже принципы и основы каждой из методик.

Методика Принципы
Глена Домана С помощью карточек, на которых изображены животные, цифры или буквы, деток знакомят с окружающим миром.
Монтессори Основана на индивидуальных способностях каждого малыша. Детей развивают коллективно, пробуя разные занятия, предлагая делиться опытом.
Зайцева Помогает запомнить буквы с помощью кубиков. Уже до года кроха способен будет запомнить некоторые из них.
Никитиных Построена на тандеме ребенка со взрослым, на плечи которого ложится задача разбудить интерес к чему-то, что позволит раскрыть способности малыша без давления.
Сесиль Лупан Пробуждение желания узнавать мир в соответствии с возрастом ребенка

В заключение отметим: вам будет намного проще и интереснее, если вы постараетесь научиться извлекать только приятное из каждого периода в жизни крохи до года, получая удовольствие от наблюдения и прямого участия в процессе познания им окружающего мира.

Как развивается ребенок до годика

Развитие ребенка до года проходит довольно быстро. Нередко внешний вид малыша, его рефлексы, поведение внушают родителям тревогу. Чтобы не тревожиться понапрасну, узнайте об основных «контрольных точках» в развитии ребенка в возрасте до годика.

Развитие ребенка: первый месяц

Первое, что удивляет обычно неопытных родителей – это большая голова малютки. Это – нормально.

Ручки и ножки малыша в первый месяц жизни согнуты, кулачки сжаты. Врачи такое состояние называют флексорной позой.

Тело новорожденного обычно покрыто пушковыми волосиками – лануго. С течением времени они исчезнут сами – «вываляются».

Ногти малыша на пальцах рук и ножек доходят до края пальца, а иногда и длиннее.

Брови и ресницы у большинства новорожденных плохо развиты, на лице отчетливо видны белые точки – так называемые милии.

Цвет глаз у всех новорожденных – серо-голубой.

Дыхание у новорожденных частое – до 60 вдохов-выдохов в минуту, сердцебиение – 140-160 ударов в минуту.

Органы чувств новорожденного

Новорожденный ребенок хорошо различает вкус – от сладкого малыш успокаивается, делает глотательные движения. Горький, соленый и кислый вкус может вызвать у малыша беспокойство, плач.

Обоняние новорожденного развито слабо, однако младенцы нередко реагируют на запахи, источник которых находится в непосредственной близости (например, малютке может не понравиться запах крема для груди).

Прикосновение к своему телу ребенок чувствует достаточно хорошо, реагирует даже на легкое раздражение кожи, холодные руки.

Зрение ребенка на первом месяце жизни развито слабо – новорожденный воспринимает только свет. Взгляд не фиксируется. Движения глаз нескоординированы, то есть у ребенка наблюдается физиологическое косоглазие.

Развитие ребенка на первом месяце жизни характеризуется также низким уровнем слуха. Но на сильные звуки ребенок реагирует – вздрагивает, мышцы лица сокращаются, меняется частота и глубина дыхания.

Развитие ребенка – 1 месяц

Развитие ребенка в 1 месяц дарит родителям немало радостных минут:

  • в 1 месяц малыш, лежа на животе, держит головку несколько минут;
  • ребенок улыбается, в минуты бодрствования он гулит;
  • если показать ребенку интересный для него предмет, малыш зафиксирует на нем взгляд;
  • постепенно увеличиваются промежутки времени, в течение которых ребенок не спит;
  • пупочная ранка у малютки в один месяц уже полностью зажила;
  • в один месяц ребенок чаще всего плачет из-за чувства голода, и кормление по требованию (если малыш находится на грудном вскармливании) – лучший способ успокоить малютку;
  • крик все еще остается основным способом коммуникации малыша, примерно к 6-ти неделям ребенок достигает пика так называемой «кривой крика».

Развитие ребенка в два месяца

В два месяца у ребенка значительно стабилизируются, укрепляются те навыки, которые только начали появляться в первый месяц жизни:

  • в два месяца ребенок начинает держать голову вертикально, с интересом осматривает окружающую обстановку, поворачивая головку в разные стороны;
  • если на расстоянии 20-30 см показывать малышу яркую игрушку, он на довольно долгое время зафиксирует на ней взгляд. Если медленно перемещать игрушку, малыш будет следить за нею;
  • если ребенок не голоден и его не беспокоят боли в животике или другие какие-либо проблемы, он может довольно долго и протяжно гулить, улыбаться.

Развитие ребенка в три месяца

  • в три месяца у малыша нормализуется мышечный тонус, исчезает так называемая флексорная поза, он уже уверенно держит головку;
  • в три месяца ребенок уже тянется за игрушкой, периоды бодрствования становятся все продолжительнее, малыш отвечает усилением активности в ответ на обращенную к нему ласковую речь;
  • уменьшаются проявления функциональных нарушений пищеварения.

Развитие ребенка в четыре месяца

Развитие ребенка на четвертом месяце – это появление целой серии очень приятных для родителей навыков, постепенное исчезновение естественных, но довольно неприятных симптомов в состоянии малыша:

  • в четыре месяца у ребенка исчезают колики, это происходит в значительной степени благодаря созреванию нервной системы;
  • в четыре месяца ребенок уже переворачивается со спинки на бочок, а иногда и на животик;
  • малыш учится пользоваться своими ручками – заметив в зоне досягаемости что-то интересное для себя, малютка старается дотянутся до предмета ручками;
  • в ответ на обращенные к малышу слова, улыбчивое лицо у ребенка ярко проявляется «комплекс оживления» – кроха охотно смеется, вовлекается в эмоциональное общение;
  • в четыре месяца ребенок безошибочно отличает маму от других людей.

Развитие ребенка в пять месяцев

В пять месяцев ребенок легко переворачивается со спинки на животик; если поддерживать его под мышки, он довольно крепко опирается на ножки; дифференцирует людей – может заплакать при появлении неприятного ему человека или проявить неожиданную симпатию к человеку незнакомому, но с его точки зрения симпатичному.

Развитие ребенка в шесть месяцев

В шесть месяцев ребенок свободно переворачивается со спинки на живот и обратно, повернувшись на бочок, старается сесть. В положении лежа на животе малыш опирается на вытянутые руки. Он легко узнает близких людей, не только членов семьи, но и друзей. Примерно в шесть месяцев в жизни малютки начинается довольно сложный период – прорезывание зубов. Именно в этом возрасте могут прорезаться первые зубы – нижние центральные резцы.

Читайте также:  Туберкулез на рентгене, ответы врачей, консультация

Развитие ребенка в шесть месяцев доходит до уровня, когда его плач может иметь не только физиологические причины (голод, мокрые пеленки, колики и т. д.), но и ярко выраженный эмоциональный компонент – появляются первые капризы, требующие от мамы немалого терпения и правильного реагирования.

Развитие ребенка в семь месяцев

В семь месяцев большинство детей уже уверенно сидят с прямой спиной, подтягиваясь на руках в кроватке, старается встать на ножки. Семь месяцев – начало периода активного интереса к игрушкам, кроха учится переводить их из руки в руку, «дарить» их маме. Впрочем, не меньший интерес, чем игрушки, вызывают у малыша и собственные ножки, например, он с удовольствием играет с ними, лежа на спине. В играх малютки все больше копирования поведения взрослых и потребности в их внимании.

Развитие ребенка в восемь месяцев

В восемь месяцев ребенок начинает ползать, самостоятельно ложится, садится, поднимается. Хорошо лепечет, четко произносит склады «ба», «ма», «да».

Развитие ребенка в девять месяцев

В девять месяцев ребенок уже свободно сидит, с поддержкой за руки стоит, легко вступает в контакт со взрослыми людьми, очень интересуется детьми, повторяя за ними их действия. Также ребенок отвечает действиями на простые вопросы и просьбы – «дай мне», «на». Первые попытки танцевать – один из самых приятных сюрпризов развития ребенка в девять месяцев.

Развитие ребенка в десять месяцев

В десять месяцев ребенок активно ползает, стоит без поддержки, у него появляются первые слова. Малыш эмоционально реагирует на все новое, удивляется. Количество целенаправленных движений у малютки увеличивается, кроха постепенно учится управляться с мелкими предметами быта, копируя поведение взрослых.

Развитие ребенка в одиннадцать месяцев

В одиннадцать месяцев малыш делает шаги вперед с поддержкой за руки, выполняет простые требования, просьбы. Кроха уже ориентируется в понятиях «можно», «нельзя»; у него увеличивается количество слов, ребенок машет рукой на прощание.

Развитие ребенка в годик

В годик малыш ходит самостоятельно или с поддержкой за одну руку, словарный запас составляет 8-12 слов. Малютка активно играет игрушками, выполняет несложные задания. В среднем у малыша 8 зубов, а его средний вес составляет 10 кг, рост — 80 см.

Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить наблюдение за здоровьем своего ребенка? Позвоните по номерам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11 и запишитесь на прием. Можно также воспользоваться формой записи на прием на нашем сайте. Мы будем рады познакомиться с Вами и маленькими членами Вашей семьи.

Развитие новорожденного малыша по неделям после родов

Итак, в семье родился малыш. Счастливое событие! Теперь родителям предстоит осваивать новые для себя роли заботливых папы и мамы. И конечно, они будут внимательно следить за тем, как стремительно меняется их кроха. Как же происходит развитие новорожденного крохи после рождения по неделям и месяцам? Как он изменится к годику?

1 неделя

Конечно, ребенок пока еще далеко не красавец. У него могут быть припухшими личико и веки, красноватый (или желтоватый) оттенок кожи, беловатые гормональные прыщи на носике, форма черепа еще не сформирована и может казаться странно вытянутой, тело покрыто «пушком новорожденных», подкожный жир практически отсутствует, ручки-ножки находятся в гипертонусе и постоянно сжаты. Однако все эти проявления в ближайшее время пройдут (кроме мышечного тонуса – он уходит примерно к 4–5 месяцам), и малыш обретет свойственную всем младенцам умильность.

В норме новорожденный появляется на свет ростом 45–56 см и весом 2,6–4,6 кг. При этом в первые 3–4 дня происходит физиологическая потеря веса (она не должна превышать 10% от массы ребенка), а затем начнутся прибавки по 20–30 г за сутки.

Потовые железы начнут работать к началу следующей недели, а вот слезки появятся на 3–4 неделе. К завершению первых 7 дней должна высохнуть пупочная ранка.

Первые три дня у малыша выделяется стул новорожденных – меконий (густой, темно-зеленый, без запаха), затем он становится желтоватым, приобретает кисловатый запах. Ребенок может опорожнять кишечник после каждого кормления или 4–5 раз в сутки. При искусственном вскармливании стул грудничка имеет резкий запах, его частота ниже – до 2–3 раз в сутки. Мочеиспускание в начале недели происходит до 6 раз, к концу недели частота увеличится до 16–20 раз.

Сон занимает большую часть времени – до 20 или даже более часов в сутки, примерно по три часа с перерывами на кормление и непродолжительное бодрствование. Кушать в начале недели малыш может до 300 г (от 30 до 60 г за раз), к концу семидневки – до 400 г.

Как новорожденный ощущает новый мир? Конечно, не так полноценно, как взрослые. Слышит он намного лучше, чем видит. При этом реагирует только на резкие звуки, монотонные шумы воспринимаются им привычно, как в утробе матери. Видит ребенок только светлые и темные расплывчатые пятна. Если большой предмет расположен не дальше 20 см, кроха пытается за ним следить. А вот рассмотреть лицо мамы пока не удается, ее он распознает по голосу и запаху (обоняние у малыша уже присутствует, как и чувство вкуса).

Рефлексы новорожденных малышей

Рефлексы – это непроизвольные реакции на определенный вид раздражителя. По ним определяют, прежде всего, правильное развитие нервной системы малыша.

Перечислим основные рефлексы новорожденных.

  • Защитный (в положении на животике грудничок поворачивает головку на бок).
  • Сосательный (если ввести в ротик крохи указательный палец, он начнет ритмичные сосательные движения). Рефлекс может сохраняться до 2 лет, а иногда и дольше.
  • Хоботковый (если коснуться губ младенца пальцем, он вытягивает их в трубочку). Сохраняется примерно до 3 месяцев.
  • Поисковый (при поглаживании уголков ротика малыш начинает искать грудь, поворачивая головку в сторону раздражителя). Угасает примерно после 3–4 месяцев.
  • Моро (резкий звук или внезапное перемещение крохи в пространстве заставляют малыша выгибать спинку, раскидывать в стороны ручки и ножки, вскрикивать). Угасает к 5 месяцам.
  • Опоры и ходьбы (коснувшись ножками поверхности, ребенок упирается в нее и отталкивается, делая «шаг»). Угасает примерно к 1,5-месячному возрасту.
  • Хватательный (при надавливании на ладошку младенца он рефлекторно ее сжимает). Прослеживается до 3–4 месяцев.
  • Ползания (в положении на животике кроха делает ползающие движения ручками и ножками, а почувствовав под пятками опору, отталкивается от нее). Может сохраняться до 4 месяца.
  • Бабинского (если надавить пальцем на стопу ребенка, пальчики сгибаются, если провести по ней – раскрываются «веером»). Рефлекс может сохраняться до 2 лет.
  • Галанта (мануальное раздражение линии вдоль позвоночника вызывает у младенца выгибание). Угасает к концу 4 месяца.

По мере созревания нервной системы малыша на место рефлекторным придут сознательные движения и навыки.

Никогда не проверяйте рефлексы новорожденного самостоятельно. Во-первых, вы не знаете, как это делать правильно, поэтому можете получить не тот эффект. Во-вторых, своими действиями вы можете навредить крохе, вызвав сильный испуг. Рефлекторные проявления должны оценивать только врачи!

2 недели

Начиная с 8-го дня после рождения проходят желтизна кожи, краснота, припухлость. Голова малыша постепенно приобретает правильную форму. Пуповина отпадает, поэтому грудничка можно искупать (и остричь отросшие ноготки). Сейчас новорожденный должен начать прибавлять в массе, пережив стресс рождения и научившись питаться с помощью маминой груди.

Конечности еще полусогнуты, а кулачки крепко зажаты (гипертонус пока сохраняется, он может прослеживаться до нескольких месяцев), а движения все так же рефлекторны. Расслабляются мышцы лишь во сне, который по-прежнему занимает большую часть суток.

Головку кроха еще не держит, что требует от родителей осторожности. Также важно следить за температурой тела младенца, ведь его естественная терморегуляция пока далека от совершенства.

В течение 2-й недели младенец наберет около 200 г, съедая за один прием 80-90 г молока. По ночам он кушает, как и днем, через каждые 2–3 часа.

Органы чувств и нервная система продолжают развиваться, хотя еще далеки от совершенства. Поэтому кроха еще очень чувствителен к свету, лицо взрослого распознает с расстояния не более 20 см, взгляд не фокусируется. Ребенок смотрит на предмет каждым глазом отдельно, так что кажется, что они постоянно косят или разъезжаются в разные стороны. Это пройдет к 2 месяцам. Звуки становятся для крохи более отчетливыми, он реагирует на них более активно.

3 недели

Малыш по-прежнему спит большую часть времени, кушая до 12 раз за сутки, поскольку размер его желудка чрезвычайно мал. К возрасту 20 дней младенец прибавит еще примерно 150–200 г, подрастет на несколько мм. Суточная норма молока в этом возрасте равна пятой части веса крохи, и такой она останется еще три недели. Кстати, сейчас младенец начинает срыгивать, т. к. пищеварительная система перестраивается на новый тип питания. Стул ребенка обретает более выраженную консистенцию и маслянисто-молочный запах. При искусственном вскармливании он имеет зеленоватый или коричневый оттенок и более резкий запах, частота опорожнения кишечника в этом случае в несколько раз меньше.

Читайте также:  Как быстро раскрыть сосновые шишки; Давление и всё о нём

Активность ребенка постепенно растет. На этой неделе к вечеру начинает проявляться раздражительность из-за большого количества дневных впечатлений. Лучшим способом снять напряжение становится плач (теперь более резкий). Обостряется обоняние и реакция на звуки (учащаются пульс и сосательные движения, малыш замирает, может моргать или вздрагивать). Важное значение имеет осязание. У ребенка должна быть возможность постоянно касаться разных поверхностей телом и конечностями.

Что сейчас умеет кроха? Держать головку около 10 секунд, цепляться за пальцы взрослых, пытаясь подтянуться, лежать на животике, поворачивать головку на звук, улыбаться (правда, пока еще рефлекторно), ненадолго останавливать взгляд на крупном предмете или лице мамы, улавливая ее эмоции. У младенца появляется первая мимика и первые воркующе-чмокающие звуки.

4 недели

На этом этапе в «речи» ребенка появляются первые «агу», особенно в ответ на мамины ласковые слова. С каждой неделей гуление будет более активным, пока не перерастет в лепет (примерно к 4 месяцам).

По-прежнему сохраняется мышечный тонус, поэтому кулачки малыша сжаты, а ручки и ножки постоянно согнуты. Но при недовольстве или коликах он двигает ими и плачет, сигнализируя о дискомфорте. Кстати, плач становится «мокрым» (появляются слезы) и интонационным, по нему можно определить потребности ребенка (мокро, голодно, одиноко, что-то болит, устал).

Сон занимает сейчас до 19–20 часов (из них 8–9 часов приходятся на ночь), немного увеличивается время бодрствования. К концу первого месяца малыш должен набрать в среднем 600–800 г и подрасти на 2–3 см.

Что может месячный кроха?

  • Несколько секунд удерживать головку, лежа на животике.
  • Смотреть по сторонам.
  • Удерживать в поле зрения крупные предметы, лица взрослых.
  • Прислушиваться к звуку и искать его источник, двигая ручками и ножками.
  • Несколько секунд прослеживать предмет в движении.
  • Крепко удерживать палец мамы или предмет, вложенный в ручку.
  • Лежать (даже спать) на животике.
  • Отвечать движениями, улыбкой, гулением на улыбку и голос мамы, выражая радость.

Возраст от рождения до 4 недель принято называть периодом новорожденности (или неонатальным периодом). О его особенностях подробно рассказано тут.

5 недель

Сейчас начинает проявляться комплекс оживления. При появлении взрослого, особенно когда с крохой нежно заговаривают, он отвечает радостной улыбкой, активными движениями, выраженным гулением.

С этой недели созревание органов и систем ускоряется. Сходят на нет колики, вздрагивания, выравнивается дыхание, усиливается реакция на запахи и звуки, растет потребность в общении с мамой (теперь она нужна малышу постоянно, не только для еды и укачивания, но и для активного общения), появляется осознанная улыбка, повышается интерес к окружающему миру. Время бодрствования может достигать получаса. Но при этом кроха по-прежнему не справляется с большим количеством впечатлений, поэтому зрительных, звуковых и иных раздражителей не должно быть слишком много, а для сна нужно выделять не менее 19–20 часов, следя за температурой тела младенца, поскольку его теплообмен еще несовершенен.

За эту неделю ребенок поправится еще примерно на 200 г и немножко подрастет (на 5–7 мм). Объем средней порции молока возрастает до 100–140 г при общем количестве кормлений не менее 7 в сути.

Прогресс в развитии крохи заметен.

  • Он пытается ненадолго удерживать головку в вертикальном положении, а лежа на животике, даже старается осматриваться вокруг.
  • Зрение начинает фокусироваться (теперь на предметы малыш смотрит обоими глазками одновременно), кроха начинает рассматривать игрушки, особенно интересуясь яркими, контрастными.
  • Выражение эмоций соответствует ситуации: если грудничку плохо – он плачет, если хорошо – улыбается, гулит (причем гуление постепенно становится все более разнообразным: булькающим, хрюкающим, повизгивающим, «кхикающим»).
  • Особенный интерес вызывает лицо мамы, когда она ласково воркует со своим чадом.
  • Все, что попало в ручки, кроха тянет в ротик.

6 недель

Итак, прошло уже полтора месяца с момента родов. С этого времени малыш подрос примерно на 4,5 см, прибавил в весе от 800 до 1000 г. Грудная клетка увеличилась в объеме на 2 см.

Время сна по-прежнему велико (около 18–19 часов в сутки), количество кормлений – не менее 7. Сохраняются ночные «перекусы». Работа кишечника и мочевыделительной системы сейчас индивидуальна: кроха может ходить «по-большому» и 2, и 8 раз в сутки, мочиться не менее 6 раз.

Ребенок все активнее интересуется окружающим миром, присматриваясь и прислушиваясь ко всему. Сейчас малышу начинают нравиться новые игрушки, он старается рассматривать их, следит за ними глазками, силится схватить, но пока получается только толкнуть. Услышав новый звук, ребенок пытается найти его поворотом головы. Резкие звуки могут вызвать плач и даже испуг.

Комплекс оживления проявляется все ярче, кроха активно требует общения и внимания папы и мамы, предпочитая их другим взрослым, подолгу гулит, пробуя разные интонации, пытаясь повторить их за взрослыми, улавливая их мимику.

Движения ручек и ножек все еще рефлекторны, но головку он может удерживать немного дольше, чем на прошлой неделе. Некоторые младенцы могут даже перевернуться с бока на спинку.

Таковы основные этапы развития малышей первых полутора месяцев жизни. Далее развитие будет происходить все более активно, достигнув своего пика к годовалому возрасту.

7–12 недели

Навыки и достижения ребенка по мере приближения к возрасту 4 месяцев прогрессируют в соответствии с развитием всех его органов и систем. Так, совершенствуется зрение, снижается мышечный тонус, угасают рефлексы, крепнет нервная система, понемногу совершенствуется интеллект. Все это позволяет крохе больше бодрствовать (на сон остается около 17 часов в сутки), укрепляться физически, заменять рефлекторные действия осознанными, познавать мир. Поэтому он уже уверенно держит головку в любом положении, начинает сосредоточенно прислушиваться ко всему, что происходит вокруг, рассматривать предметы с расстояния до 3 м, целенаправленно и осознанно стучать по ним, а затем хватать и тянуть в ротик для изучения (предметами изучения становятся также собственные ручки и ножки).

Физическое совершенствование направлено на освоение навыков переворотов, вставания, сидения, ползания. Пока это только фундамент для будущих побед.

Появляется понимание своих и чужих, речь постепенно переходит к этапу лепета, когда к гласным добавляются согласные (получается что-то вроде слоговых цепочек), совершенствуются мимика и эмоции.

К этому периоду практически прекращаются колики, что делает карапуза более спокойным, а растущий объем желудка позволяет ребенку выдерживать между кормлениями до 3,5 часов. Некоторые малыши уже в состоянии просыпаться ночью для кормления всего один раз.

Итак, чему научится кроха за эти 6 недель?

  • Перекатываться со спины на бок, а затем на животик и даже обратно.
  • Опираться сначала на ручки, а затем – на предплечья, лежа на животике.
  • Держать грудь мамы во время кормления.
  • Подниматься, держась за руки взрослого, из положения на спине в сидячую позу.
  • Находить источник звука глазками.
  • Отталкиваться от опоры ножками, лежа на животике, делать «ползающие» движения.
  • Хватать игрушки.
  • Шагать при поддержке под мышки.
  • Различать все цвета.
  • Смеяться.
  • Гримасничать.
  • Понимать свое имя.
  • Какое-то время играть самостоятельно (изучая игрушки или свое тело).

Развитие до года

За оставшиеся 8 месяцев карапуз превратится в почти самостоятельного человечка. Его зрение практически сравняется со взрослым, он научится спать всю ночь без пробуждений на кормление, понимать причинно-следственные связи, запоминать лица и ближайшие события, проделывать логические действия (искать, строить, складывать, сопоставлять), выполнять просьбы, использовать жесты; овладеет ложкой, чашкой, начнет обучаться навыкам самообслуживания и общения с окружающими. У крохи появятся зубки, он сможет кушать твердую пищу. Время сна сократится до 10–11 часов, днем ребенок сможет спать 2 раза. Рост и прибавки веса станут меньше из-за возросшей двигательной активности.

В двигательном же плане малыш пройдет этапы сидения, вставания у опоры, ползания, ходьбы (сначала у опоры, а затем самостоятельно). В речевом развитии лепет сменится автономной речью, малыш накопит пассивный словарный запас, а затем начнет произносить свои первые слова.

Родителям нужно помнить несколько важных вещей. Первое: малыш будет учиться, во всем подражая окружающим взрослым. Поэтому пример должен быть достойным. Второе: важнейшее значение для правильного развития ребенка имеет общение с родными – речь, игры, общие дела. Третье: в годовалом возрасте у крохи начнется первый серьезный возрастной кризис, который потребует от мамы с папой терпения, понимания и участия.

Ссылка на основную публикацию
Таблетки от цистита – обзор лучших лекарств и препаратов от цистита у женщин и мужчин
Лечение цистита таблетки у женщин Принцип действия Каждая таблетка Cyto forte: препятствует прикреплению бактерий к клеткам уротелия; деформирует клетки болезнетворных...
Таблетки и суспензия Мотилиум инструкция по применению, показания, цена, отзывы для детей и аналоги
Суспензия «Мотилиум»: избавляем ребенка от рвоты, изжоги и вздутия живота «Мотилиум» — это препарат, который по фармакологическим свойствам относится к...
Таблетки Каптоприл от давления инструкция при гипертонии и кризе
При каком давлении пьют Каптоприл: инструкция, цена и отзывы Лекарственным препаратом группы ингибиторов АПФ с гипотензивным действием является Каптоприл. Инструкция...
Таблетки Плизил инструкция по применению, цена и отзывы
Купить Плизил Н таблетки п.о 20мг №30 в аптеках Цена действует только при заказе на сайте Цены на сайте отличаются...
Adblock detector