Строение и функции языка человека мышцы и иннервация

Функции человеческого языка

4. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык – это совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств. Язык находит свое проявление в речи. Речь – использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей; функционирование языка.

Соотношение языка и речи, особенности:

1) язык – это средство общения; речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;

2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;

3) язык стабилен, статичен; речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность;

4) язык является достоянием общества, в нем отражается «картина мира» говорящего на нем народа; речь индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека;

5) для языка характерна уровневая организация, которая вносит в последовательность слов иерархичекие отношения; речь имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке;

6) язык независим от ситуации и обстановки общения – речь контекстно и ситуативно обусловлена, в речи (особенно поэтической) единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которые в языке у них отсутствуют («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» (С. Есенин).

Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное: общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

Язык тесно связан со всей человеческой деятельностью и выполняет разнообразные функции.

Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т. е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие функции:

• коммуникативная: язык – важнейшее средство человеческого общения (коммуникации), т. е. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с той или иной целью. Язык существует, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства, воздействуют друг на друга;

• когнитивная: язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

• фатическая (контактоустанавли-вающая) – функция создания и поддержания контакта между собеседниками;

• эмотивная (эмоционально-экспрессивная) – выражение субъективно-психологического отношения автора речи к ее содержанию (интонация, восклицание, междометия);

• апеллятивная – функция призыва, побуждения к тем или иным действиям (формы повелительного наклонения, побудительные предложения);

• аккумулятивная – функция хранения и передачи знаний о действительности, культуре, истории народа;

Функции языка

§ 12. Язык как социальное явление, как важнейшее средство человеческого общения выполняет в жизни людей целый ряд общественных функций.

Слово «функция» (от лат. functio – «исполнение») многозначно. В общем употреблении оно может обозначать такие понятия: значение, назначение, роль; обязанность, круг обязанностей; работа, вид деятельности; определенное явление, зависящее от другого, основного явления и служащее формой его проявления, осуществления. Это слово по-разному используется в качестве научного термина, т.е. имеет целый ряд специальных значений. Как лингвистическое понятие оно также используется неоднозначно. По словам некоторых языковедов, в последнее время в науке о языке этот термин (наряду с термином «структура») стал наиболее двусмысленным и трафаретным [1] .

Составным лингвистическим термином «функция языка», или «языковая функция», обозначается назначение, предназначение, или «предназначенность, потенциальная направленность языковой системы для удовлетворения потребностей общения (коммуникации) и потребностей психической деятельности» [2] . Вслед за В. А. Аврориным понятие функции языка может быть определено как «практическое проявление сущности языка, реализация его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка, обусловленное самой его природой, то́, без чего язык не может существовать, как не существует материя без движения» [3] .

Когда говорится о языковых функциях в общетеоретическом плане, имеются в виду прежде всего функции языка вообще, языка как явления общечеловеческого, т.е. функции, свойственные разным языкам. С ними не следует смешивать специфические функции отдельных языков, связанные с особыми условиями их функционирования. Можно сравнить такие функции русского языка, как, например: быть средством межнационального общения народов России или советских народов (в бывшем СССР), выступать в качестве одного из международных языков и др. В общем языкознании, в том числе и в курсе «Введение в языкознание», обычно рассматриваются те функции, которые проявляются в любом языке, осуществляются или могут осуществляться каждым языком.

Иногда в качестве языковых функций рассматриваются разновидности языка, обслуживающие разные сферы деятельности людей, т.е. говорится о выполнении языком функций народного разговорного языка, устной формы литературного языка, языка науки и техники, языка культуры, искусства, языка общественно-политической жизни [4] , или о функции языка, употребляемого в различных сферах общественно-политической жизни, о функции языка преподавания в начальных, средних школах и вузах и др. [5] В подобных случаях правильнее было бы говорить не о функциях языка, а о сферах его применения.

Говоря о языковых функциях, следует различать такие функции языка, как средство человеческого общения, как целостной системы, и функции элементов этой системы – разных языковых единиц, их видов, например функции слова, предложения, звука речи, словесного ударения и т.п. [6] Здесь речь пойдет только о собственно языковых функциях.

Читайте также:  Метопролол инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Metopr 1

Основной, важнейшей функцией языка принято считать функцию общения, или коммуникативную (от лат. communicatio – «связь, сообщение»). Под этой функцией понимается назначение, предназначение языка служить средством общения людей, передачи ими сообщений, обмена информацией. В процессе общения с помощью языка люди передают друг другу свои мысли, чувства, желания, настроения, душевные переживания и т.д.

Наличие у языка коммуникативной функции обусловлено самой природой языка; данная функция находит свое выражение в общепринятом понимании языка как важнейшего средства человеческого общения. Коммуникативная функция является «изначальной, первичной, ради которой и появился человеческий язык» [7] ; эта мысль выражена и в приводившемся выше высказывании К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что «язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми».

Язык существует, функционирует постольку, поскольку он реализует свое назначение – служить средством общения людей. Если в силу тех или иных условий язык перестает выполнять это свое назначение, он прекращает свое существование или (при наличии письменности) сохраняется в виде мертвого языка, о чем говорилось выше.

Для того чтобы обмениваться информацией, мыслями об окружающей нас действительности, о конкретных предметах и явлениях, необходимо создавать, формировать, конструировать соответствующие мысли, которые не существуют в готовом виде, а появляются лишь в результате мыслительной деятельности человека, осуществляемой (преимущественно или только) при помощи языка, о чем говорилось в предыдущем разделе. Напомним, что единицы мышления (понятия, суждения) выражаются языковыми средствами (словами и предложениями). На этом основании выделяется особая функция языка – функция формирования мысли, мыслеформирующая, или конструктивная (от лат. constructio – «построение»), иногда называемая мыслительной, или функцией орудия мышления. Эта функция языка, в отличие от коммуникативной, признается не всеми языковедами. По мнению некоторых лингвистов, конструктивная функция принадлежит не языку, а мышлению [8] .

Обычно мысли формируются, конструируются человеком с целью передачи другим, а это возможно лишь при условии, если они имеют материальное выражение, звуковую оболочку, т.е. выражены языковыми средствами. «Для того чтобы. мысль могла быть передана другому, нужно выразить эту мысль в доступной восприятию форме, нужно, чтобы мысль получила материальное воплощение. Важнейшим средством для этого. и является человеческий язык» [9] . Именно язык, будучи тесно связанным с отвлеченным мышлением, обеспечивает возможность «передавать любую информацию, в т. ч. общие суждения, обобщения о предметах, не присутствующих в ситуации речи, о прошлом и будущем, о фантастических или просто не соответствующих действительности ситуациях» [10] . Таким образом, следует признать, что, наряду с рассмотренными выше функциями, язык выполняет также функцию выражения мысли, или, проще, выразительную функцию, которая называется еще экспрессивной (от лат. expressio – «выражение»), или экспликативной (от лат. explicatio – «объяснение, развертывание»).

Выражая свои мысли, суждения об окружающем мире, о разных предметах и явлениях действительности, говорящий может одновременно выражать свое отношение к содержанию речи, к сообщаемым фактам, событиям и т.п., свои чувства, эмоции, переживания или сопереживания в связи с сообщаемой информацией. Это наиболее ярко проявляется в художественной, поэтической речи и постигается путем специального отбора, целенаправленного использования разных средств общенародного языка, «специфической художественной организации языкового материала» [11] . В этих целях используются такие языковые средства, как, например: вводные слова и словосочетания, модальные частицы, междометия, знаменательные слова с эмоциональной, экспрессивной, стилистической окраской, переносные значения слов, словообразовательные аффиксы с оценочным значением, порядок слов в предложении, интонация (например, интонация радости, восхищения, гнева и т.п.). В связи с этим выделяется особая функция языка – функция выражения эмоций, чувств, переживаний и настроений, или, проще, «функция выражения чувств и воли говорящего» [12] , которая в специальной литературе обычно называется художественной, поэтической, эстетической, эмоциональной, или эмотивной. Данная функция языка может быть определена как «способность языка выступать формой искусства, становиться воплощением художественного замысла» [13] , «служить средством воплощения художественного замысла, средством создания художественного произведения» [14] ; суть ее состоит в том, что «язык, выступая как форма словесного искусства, становится воплощением художественного замысла, средством образного отражения действительности, преломленной в сознании художника» [15] .

Язык является не только средством отражения действительности, предметов и явлений окружающего мира, средством выражения человеческих мыслей, чувств, эмоций и т.п., но также основным средством и важнейшим источником познания мира, происходящих в нем процессов и явлений. Иными словами, язык выполняет функцию познавательную, или, иначе, гностическую, гносеологическую (от греч. gnosis – «знание, познание» и logos – «слово, учение»), когнитивную (ср. лат. cognoscere – «узнать, познать», cognitum – «чтобы узнать, познать»).

Простейшим способом познания внешнего мира является чувственное восприятие, однако органами чувств воспринимаются и познаются далеко не все предметы, их признаки, свойства и т.п. В частности, чувственному восприятию совершенно недоступны отвлеченные понятия, такие, как пространство, движение, скорость и др. Да и о конкретных предметах с помощью органов чувств можно получить лишь весьма поверхностное представление. Глубокое и всестороннее познание окружающего мира возможно лишь с помощью языка.

Участие языка в познании действительности проявляется, как известно, в процессе мышления, при формировании понятий и суждений, которые выражаются словами и предложениями. Без участия языка, языковых средств немыслима научная, исследовательская деятельность людей, в результате которой наши познания постоянно обогащаются новой информацией, новыми сведениями об окружающем мире, об изучаемых явлениях.

В процессе познания исключительно важную роль играет общение людей с целью обмена информацией, опытом. Такой обмен возможен не только при непосредственном общении в устной форме, но и при чтении книг, газет, журналов, во время прослушивания радиопередач, просмотра телепередач, кинофильмов, театральных постановок и т.п. Особенно интенсивно процесс познания осуществляется во время учебы, на учебных занятиях. Все это возможно при участии языка.

Читайте также:  Хрустит колено и болит – перечень и описание болезней, вызывающих эти явления

Как уже отмечено выше, язык является не только средством, но и источником знаний об окружающем мире. «Язык сам по себе несет информацию, заложенную в его знаках» [16] . Ту или иную информацию содержат все значимые единицы языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения. «Содержательная сторона значащих единиц языка, т.е. значения слов и компонентов слов, значения словосочетаний, семантика предложенческих структур, является обработанной человеческой мыслью (в каждом языке в чем-то по-разному) картиной мира, сложившейся в результате длительной анализаторской, познавательной деятельности множества предшествующих поколений» [17] .

Источником человеческих знаний являются не только конкретные единицы языка, но и определенные языковые категории, в частности грамматические. Так, например, имя существительное как часть речи обозначает предмет (в широком смысле), или предметность, имя прилагательное – признак предмета, числительное – число, количество предметов, глагол – действие, процесс. То же самое можно сказать о лексико-грамматических разрядах имен существительных, прилагательных и других частей речи, о категориях числа, рода, одушевленности, степени сравнения, времени, наклонения и др.

Следует заметить, что познавательная функция языка (так же как и функция конструктивная) признается не всеми учеными. Некоторые языковеды считают, что «эта функция свойственна человеческому мышлению, а язык является лишь орудием, которое используется в процессе ее осуществления» [18] , что язык выполняет не познавательную функцию, а лишь функцию средства познания [19] . Думается, однако, что это различие не является принципиальным. Ведь язык является не только познавательным средством, но и средством общения. По всеобщему признанию, язык выполняет функцию общения, или коммуникативную функцию, именно благодаря тому, что он является средством общения людей; в равной мере можно утверждать, что язык как средство познания выполняет познавательную функцию.

С познавательной функцией языка тесно связана аккумулятивная функция (ср. лат. accumulatio – «накопление, сваливание кучей»), т.е. функция накопления, закрепления и передачи общественного опыта [20] , или «средство закрепления и передачи достижений человеческого мышления, человеческого знания» [21] . Суть этой функции состоит в том, что «язык в известном смысле аккумулирует в себе общественный опыт человечества и приобретаемые в процессе жизни знания», которые «откладываются прежде всего в знаменательной лексике, по в известной мере также и в грамматике, отражающей в большей или меньшей мере опосредованно связи и отношения действительности» [20] . С помощью языка приобретаемые знания и опыт распространяются между людьми, становятся достоянием разных народов, передаются от поколения к поколению, что и обеспечивает накопление и постоянное обогащение опыта и знаний, развитие науки, техники и т.д. «Если бы язык не делал возможным такую передачу знаний, то каждое поколение должно было бы начинать в развитии знаний с “пустого места”, и тогда не было бы прогресса ни науки, ни техники, ни культуры» [23] .

Некоторыми лингвистами, наряду с названными функциями языка, выделяются и описываются еще такие функции, как регулятивная, т.е. «функция, регулирующая отношения между людьми в процессе общения»; фатическая (или контактная, контактоустанавливающая), номинативная (назывная) [24] и некоторые другие, которые, на наш взгляд, не представляют особого интереса.

Строение и функции языка человека

Язык является универсальным органом, принимающим участие практически во всех функциях человеческого организма. Без него мы бы не знали вкус тех или иных продуктов, не выражали бы свои эмоции словами и не знали бы о наличии у себя многих заболеваний. Ведь по языку можно еще и легко определить, какие скрытые болезни есть у человека.

Сегодня мы разберем такую тему, как строение языка человека, фото ниже.

Схематическое строение языка человека

С помощью данного органа мы способны различать вкус блюд, разговаривать, помогать пище обрабатываться. Он представляет собой не что иное, как скопление мышечной ткани, покрытое слизистой.

Эта мышца человеческого тела самая пластичная и подвижная.

Его положение и конфигурация меняются. Сам по себе данный орган очень редко когда находится в состоянии спокойствия. При этом он касается краем к задней части передних зубов.

Язык человека

Передвигаться данному органу помогают поперечнополосатая мускулатура, которая подразделяется на собственные и скелетные клетки. Орган имеет четыре собственных мышцы, с помощью которых он способен укорачиваться, утолщаться, приподниматься.

Скелетных мышц у него три пары и они помогают органу выдвигаться вперед, вверх и назад, фиксировать его положение в спокойствии.

Части органа:

  • корень представляет собой одну треть поверхности языка и расположен возле гортани, практически неподвижен;
  • тело – это передние две трети, которые представляют собой самые подвижные мышцы и имеют округлое окончание. Разделяется пополам орган вертикальной линией;
  • уздечка находится под языком и представляет собой слизистую часть, соединяющую нижнюю часть органа с дном ротовой полости;
  • борозда. Корень с телом отделены при помощи борозды в виде V-образной буквы.

Вкусовой определитель полностью покрыт кровеносными сосудами. Их здесь огромное множество, поэтому если сильно поранить язык, можно истечь кровь и умереть от сильного болевого шока. В этом случае самое главное как можно быстрее оказать медицинскую помощь пострадавшему.

Абсолютно все части покрыты слизистой, она неподвижна и не дает собираться складками органу. С внешней стороны защищена многослойным эпителием, который имеет способность к мгновенному восстановлению после механических травм.

Язык имеет около 10000 вкусовых рецепторов, лимфатических соединений и нервных волокон, а также слюнных желез. Так, у нас есть прекрасная возможность мгновенно различать вкус и чувствовать поражение нервных частиц. С помощью слюны нам удается различить вкус в полной степени и мгновенно подготовить еду к отправке в органы пищеварения.

В нижней части слизистая языка гладенькая, во всех остальных частях шершавая. В области соединения органа с корнем она более толстая и узловатая. По сторонам корень и небо соединяет слизистая часть, где размещена небно-язычная мускула.

Читайте также:  Кровоизлияние под кожей причины появления петехии, когда это опасно Клиника Диана в Санкт-Петербург

Язык: строение и функции

Этот орган не только универсален из-за выполнения разных ролей в организме человека, но также имеет разную конфигурацию, количество бугорков. Более того, у разных людей свой особенный язык, как отпечаток пальца.

Орган отвечает за целый ряд жизненно-важных функций: помогает поглощать продукты, говорить, петь, дифференцировать вкусовые качества, а за счет большого скопления слюнных желез служит еще и естественным антисептиком для чистки зубов. Очень важен язык в первые месяцы жизни младенца: с помощью него ребенок способен поглощать молоко матери.

За счет защитных свойств органа его слизистая часть не позволяет распространяться вирусам и патогенным микроорганизмам, а за счет всасывательной способности эффективно усваиваются разные медикаментозные препараты.

Данная мышца самая чувствительная, с помощью его особого строения и способностей человек имеет возможность ощущать тактильные ощущения, холод, жар, вкус и прочее.

Определенная клетка органа отвечает за конкретный вкус. Именно поэтому они собраны в особые луковицы совместно с другими клетками, реагирующими на один и тот же продукт. Чтобы правильно определить вкус продуктов, они должны быть полноценно увлажненными, иначе человек не ощутит чувство вкуса в полной мере. Обратите внимание на строение языка человека в картинках.

Определяем состояние здоровья по языку

Внешний вид органа помогает нам предположить наличие у себя множества заболеваний. Об этом говорит изменение оттенка, конфигурации, появление налета.

В норме данный орган имеет розоватый оттенок, слегка блестит и не имеет плотного налета болезненного цвета. У здорового человека язык покрыт тонкой белесой пленкой, наблюдается умеренная увлажненность и не нарушена чувствительность. Возникновение стойкого налета белого цвета указывает на наличие грибка, желтого о нарушениях работы системы пищеварения, красного о сердечных патологиях. Проводить самостоятельную диагностику лучше всего в утреннее время после пробуждения.

Географический язык

Налет образуется в результате чувствительности бугорков, которые очень чутко реагируют на воспалительные процессы в организме и воспаляются в процессе возникновения той или иной патологии. Корень всегда чутко воспринимает наличие инфекции и прочих патологий в организме. В итоге образуется четкий налет. Не во всех случаях нужно волноваться, так как к этому явлению может привести недостаточное соблюдение принципов гигиены полости рта.

Образование белесого содержимого посередине языка указывает на наличие проблем с системой пищеварения. Передняя область расскажет все о состоянии печени и сердца, боковые части про работу почек.

Если во рту наблюдается чрезмерная сухость, это обусловлено сильным обезвоживанием, что может быть симптомом сахарного диабета, патологий эндокринной системы и состояниях, требующих срочной госпитализации (кровотечение, перитонит и прочее). Параллельно с сухостью может возникать и горечь, что явно указывает на нарушение функциональности желчного пузыря.

Нередко появляются бляшки белесого оттенка, которые являются симптомом стоматита, дисбактериоза либо кандидоза. Все эти состояния нередко наблюдаются после курса антибиотикотерапии. Образование язвочек беловатого либо желтоватого цвета указывает на повышенный уровень кислотности или является результатом повреждения органа.

Диагностируем болезни по языку

В восточной медицине далеко не последнюю роль играет диагностика заболеваний по языку. При этом восточные целители и врачи практически никогда не ошибаются. Если вы хотите знать все о состоянии своего здоровья, имеет смысл изучить, за что отвечают те или иные части языка:

Диагностика болезни по языку

  1. При неврозах и патологиях щитовидной железы язык будет сильно дрожать.
  2. При поражении продолговатого мозга наблюдается подергивание либо полная неподвижность.
  3. О непроходимости кишечника и других расстройствах системы пищеварения судят по сухости языка и наличии на нем налета коричневатого оттенка.
  4. В случае образования глубоких борозд, которые зрительно похожи на рельеф местности, диагностируют наличие хронических патологий жкт, а также расстройств психики. В детском возрасте подобный симптом указывает на наличие аллергии.
  5. При ревматизме по сторонам данного органа образуются две белые полосы.
  6. При четко прорисованной линии в средине языка говорят о проблемах со спиной. Кривая полоса на корне свидетельствует о нарушениях в поясничном отделе, а изгибы на окончании говорят о патологиях шейного отдела.
  7. Когда на боковой части органа и спереди виднеются отпечатки зубов, это явный признак неусвоения продуктов питания, сильных стрессах либо неврозах.

Нужно помнить, что только опытный специалист может правильно установить диагноз. Не занимайтесь самолечением после того, даже если вам удалось верно определить заболевание по языку. Помните, что при приеме определенных продуктов питания и фармакологических препаратов может изменяться оттенок налета на языке. Оттенок окрашивается после приема множества напитков, содержащих кофеин, в результате курения.

Итак, мы ознакомились со строением и функциями языка.Стоит заметить, что без него наша жизнь не была бы такой насыщенной и полноценной. Учитывая эти знания, важно время от времени осматривать данный орган, проверять свое здоровье, ведь своевременно диагностируемая болезнь поддается лечению гораздо лучше, чем хроническая патология, которая присутствует длительное время.

Ссылка на основную публикацию
Стопа атлета — лечение, симптомы, причины, диагностика Центр Дикуля
Дифлюкан Состав Дифлюкана В составе препарата основным действующим веществом является флуконазол. В капсулах его содержится 50 мг. В 1 мл...
Стоит ли покупать Аспиратор-соплеотсос (для детей)
Соплеотсос для новорожденных — какой выбрать и как использовать У младенцев своеобразное строение носоглотки, позволяющее активно дышать носиком, в то...
Стойкая субфебрильная лихорадка – причины повышения температуры тела
Субфебрильная температура: симптомом каких болезней она может быть Что делать, если температура тела длительное время держится на отметке 37,5 °С...
Стреляет в ухе — что делать в домашних условиях
Что делать когда стреляет в ухе Болезненность в ушном лабиринте может указывать на развитие патологии. Когда стреляет в ушах, возникает...
Adblock detector