Шлепать детей нельзя, но иногда надо

Как наказать ребенка − что бывает если перешагнуть ту «тонкую грань» воспитания?

Воспитание ребенка по мнению детских психологов — процесс ежедневный и сложный, и его успех зависит, прежде всего, от последовательных целенаправленных действий взрослых. Но как бы вы не старались с младенчества прививать малышу правила и нормы поведения, рано или поздно наступит момент, когда ребенок сделает что-нибудь такое, за что должно последовать наказание.

Как наказать ребенка правильно, чтобы он вынес урок и в будущем не совершал неправильных поступков? Как объяснить другим членам семьи, что это не ваше плохое настроение или прихоть, а один из обязательных пунктов становления и формирования характера вашего малыша?

Как наказать ребенка за непослушание?

Прежде всего, определим один очень важный запрет в процессе воспитания – наказывать физически детей категорически нельзя! Чтобы не сделал малыш, применять силу к нему недопустимо! Даже если дети становятся на тропу упрямства, намеренно делая наоборот и всем видам показывая вам, что ваши уговоры ничего не значат для них, правильно наказать ребенка – это найти те слова или действия, которые, в конце концов, смогут на него повлиять.

Пресечь неправильные действия и поступки необходимо сразу же, как только вы это заметили. Однако, применяя наказание, вы должны быть абсолютно уверенны в том, что плохой поступок совершил именно ребенок, и ваши действия правомерны, а затем уже выбрать способ, как наказать ребенка.

Бывают случаи, что малыш начинает капризничать по причине недомогания, голода или жажды. Часто дети после болезни ослаблены и ведут себя упрямо, потому, что во время приема пищи уже хотят спать, а во время сна бодрствовать. Как наказывать ребенка так, чтобы не ошибиться, приняв внезапное изменение режима дня за своенравный характер? Лучше всего выяснить это, спросив у самого ребенка, объяснив ему, что хныча и капризничая, он расстраивает родителей.

Например, выбирая, как наказать ребенка за вранье, выясните – действительно ли это было обманом, или малыш в процессе игры просто нафантазировал что-то не особо задумываясь над этим.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.

Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.

Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?

Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.

В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:

  • Малыш самоутверждается;
  • Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
  • Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
  • Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.

Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.

Можно ли наказывать детей, применяя силу?

Главное – правильно выбрать, как наказать ребенка за плохое поведение. Если ваша цель – разъяснить малышу, в чем его вина и в дальнейшем не допустить подобного, необходим конструктивный спокойный разговор, с акцентом на тех действиях, которые вас расстроили.

Читайте также:  Тёмно-зелёный кал у взрослого причина необычного оттенка стула

Как бы ни провинился кроха, ни в коем случае не бейте его, и уж тем более не наказывайте ребенка ремнем. Помните, что это только кратковременное решение вопроса, которое чаще всего вызывает у малыша обиду на вас. Когда эмоции утихнут – у вас возникнет колоссальное чувство вины и жалости к крохе. Поверьте, если наказание влечет за собой такие чувства, то оно того не стоит.

Кроме того, старинная поговорка «не поротый сын – бесчестье отцу» канула в лету. Наказание детей в старину было обусловлено стремлением старшего в семье подчинить себе младшего, быстро и безоговорочно. А связано это было с тем, что детей в семьях было много, а особого времени на воспитание у родителей никогда не было. Розгами быстро ставился на место провинившийся, а заодно и все остальные получали наглядный пример. Современные методы воспитания приветствую более лояльные подходы и методы наказания.

И конечно, выбирая малышу наказание, не забудьте хорошо взвесить причину плохого поведения. Излишняя агрессия или подвижность, намеренная и целенаправленная порча имущества может послужить поводом обратиться к детскому психологу или невропатологу.

Доктор Комаровский: непослушный ребенок

4 комментария на «“Как наказать ребенка − что бывает если перешагнуть ту «тонкую грань» воспитания?”»

Как достали статьи не о чем. Вы ребенка не наказывайте , а уж шлепнуть уж вообще не при каких условиях…просто хмуро на него посмотреть что ли? А то не дай Бог вырастет озлобленным на весь белый свет! С чего-то он вдруг вырастет озлобленным. А если не наказывать не вырастет ли он «безпредельщиком» по прозвищу «хочу»?
Если вы уже даете такие советы, так пожалуйста будь те так добры приводите побольше (!) конкретных примеров..тогда статья действительно будет ценной. А эта статья написана, простите, бездарным журналистом лишь бы была. Это мое личное мнения! Надеюсь оно совпадает с большинством читателей!

Вы не стой ноги встали? откуда столько негатива из-за безобидной публикации, наверное вас в детстве жестоко наказывали?:)))
Если не нравиться то что вы читаете, сходите к детскому психологу он вам более точные и конкретные советы приведет как конкретно ваше чадо воспитывать.

Уважаемые гости , коллеги и специалисты ! Я работаю уже с подрастающим поколением много лет и поверьте опыт уже колоссальный. Я возмущен с такими методами воспитания как принуждение и заставление отжиматься и приседать. Почему эти спортивные методы вдруг стали способами и приемами наказаний? Вожатые и воспитатели детских лагерей и тренера секций а также порой и учителя буквально бредят этими методами. Ведь это не методы! Спортом наказывая — это привить негативное отношение к самому спорту. Как не жаль вам смотреть на то как мальчишка вынужден по вашей прихоти отжиматься и приседать ,в результате чего потом несколько дней у него болят грудные мышцы и ноги? Что хорошего в том что вы его так наказали? Хорошо если никто не видит этого ,а если публично вы наказали при всем коллективе и на него провинившегося смотрят его же друзья и еще поддакивают и издеваются и смотрят как бедняга мучается — то вы просто варвар и вам не место быть с детьми! Это давно признаны психологами как неадекватными физическими наказаниями. И потом вы хотите чтоб вас слушались и были с другими дружнее? Как вы ошибаетесь! Я за за такое применение методов этих увольнял с работы и не подпускал бы к детям и близко. Вы подло поступили к детям ,если такое применяете в работе своей.Какой же вы воспитатель и наставник детям после таких приемов воздействия на них? Последствия такого воздействия на подростков порождает следующее:
1. Вы озлобляете ребенка против себя и не ожидайте к вам лучшего отношения.
2. Вы ошибаетесь ,что это полезно так воспитывать. Вы уничтожаете в нем его чуство личного достоинства.
3. Вы элементарно унизили его перед другими его друзьями и тем более девочками и это его угнетает внутри себя.
4. Вы причиняете ему моральную психологическую боль а также физические боли в области ног и груди.
5. Вы применяете метод дедовщины ,который к сожалению процветает на зонах и в армии. Нам нужны полноценные дети а не послушные солдатики которые от страха вам вынуждены подчиняться.
6. Это не педагог и не воспитатель,который унижает и издевается над детьми заставляя отжиматься и приседать.
7..Вы забыли что есть международная концепция по защите прав несовершеннолетних. Там есть статья запрещающая эти методы воздействия на детей.
БУДЬТЕ МУДРЫМИ В ВЫБОРЕ ВЗЫСКАНИЯ И НАКАЗАНИЯ НЕ УЩЕМЛЯЯ ДОСТОИНТСТВО И ГОРДОСТЬ РЕБЕНКА. ! Бить и спортом наказывать — на современном этапе просто не допустимо. ЛЮБИТЕ И УВАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ. ЧАЩЕ ЛУЧШЕ ИМ В ГЛАЗА СМОТРИТЕ И ДУМАЙТЕ — а может простить его а не унижать?

Бить или не бить? Вит Ценёв

Семинар воспитательного наказания

Меня часто спрашивают о том, можно ли применять физические наказания в воспитательных целях. «Нас же лупили?», говорят. «Лупили». Драли как сидорову козу. И ничего. Выросли и поумнели. И даже благодарны. А сейчас психологи что говорят?!

Бить нельзя. Пороть нельзя. И что теперь? Он в аквариум клея налил, а я его за это – по головке погладить? Он из школы двойку принес, а я ему «чупа-чупс» за это должна купить? Надо пороть, мы так думаем, надо. А то вырастут дебилами, которые понимают только «льзя», а «нельзя» не понимают.

Читайте также:  Амелотекс – аналоги дешевле, цена в аптеках, сравнение аналогов

Хорошо. Я их собрал, кто думает, что «льзя» пороть, чтобы научить, как делать это наиболее правильным образом. Что-то вроде семинара. «Воспитательное наказание». Пришли. И отцы, и матери. Пришли, расселись по рядам. Я говорю (со сцены):

– Поднимите руку, у кого в семье трое и больше детей.

Никто не поднял.

– Поднимите руку, у кого в семье двое детей.

Две руки. А их человек четырнадцать, наверное. Тех, кто хочет научиться правильно пороть. Научно апробированным способом.

– Поднимите руку, у кого в семье один ребенок?

У большинства. Тут я говорю им – спасибо, сограждане! – и прошу кого-нибудь подняться на сцену. Поднимается Дунька Водокачкина.

– Меня отец, если что не так, велосипедным насосом лупил, – говорит. – Очень, знаете ли, от всякого нехорошего отучивало. И я ему за это по гроб жизни благодарна.

Все зааплодировали. Я дождался, пока зал утихнет, и приступил к объяснениям. Что есть ведь такое простое понятие, как «кнут и пряник». Иногда пряником надежнее. А иногда кнутом. И в качестве примера Дуньке Водокачкиной – бац! – затрещину.

– Вот так, – говорю, – вполне можно. Психология, граждане, разрешает, и ничего страшного с вашими детями не будет, а урок они усвоят надолго.

Дунька побагровела, но молчит. Тогда я ей еще – бац! – пинка по заднице. И комментирую:

– А вот так, дорогие мои, лучше не надо, потому что психология этого не одобряет. И следует ограничить свои воспитательные.

Но тут Водокачкина меня перебивает, завопив на весь зал:

– Вы что это себе позволяете?

Мои слушатели вскочили, удивленные. То на Дуньку смотрят, то на меня. То на Дуньку, то на меня. Округлившимися глазами.

– Вот тебе раз! – тоже удивился я. – Мы же тут собрались обсуждать что? Педагогику битья. Я должен показать, проиллюстрировать.

Дунька пыхтит, глазами сверкает.

– Так что, вас, значит, нельзя, да? – спрашиваю Дуньку.

– Я взрослая уже, – огрызается Дунька.

– А детей, значит, можно, потому что они дети, так что ли?

Вскочил какой-то мужик и закричал:

– Так что, нельзя что ли и детей бить, вы это нам хотите сказать?

– Нет, – отвечаю я, – я хочу понять, почему мне нельзя бить вас. С педагогической целью. Вы кем работаете, простите?

– Бухгалтером, – отвечает мужик.

– А если отчет бухгалтерский вовремя не сдадите? Что тогда с вами делать? Может, выпороть? Или велосипедным насосом по хребту?

– Но мы же не дети, черт возьми! – орет мужик. – Мы взрослые люди!

– Так и что? Ребенок принес двойку из школы, и вы его насосом или затрещину. Предполагая, что это поможет ему лучше учиться. Так может и вас следует насосом иногда? Или затрещину? Определенно должно помочь вам выполнять свою работу своевременно. Разве нет?

– Так бы и сказали сразу, что нельзя, – рычит мужик. – И не надо было ее (кивает на Дуньку) по голове трескать.

– Ну, почему же нельзя? – пожимаю я плечами. – Иногда, наверное, можно.

Зал облегченно вздохнул.

– Осталось только определить, в каких случаях нельзя, и в каких других случаях – можно. Но для этого вы должны понять смысл физического наказания как такового. Зачем оно? Какой смысл в том, чтобы причинить другому человеку физическую боль?

– Чтобы он так больше никогда не делал! Никогда! – выкрикнула женщина из зала.

– Тепло. Почти горячо. Если ваш ребенок пытается засунуть в розетку шпильку для волос, то подзатыльник поможет ему отказаться от этой затеи.

Иначе говоря, физические наказания призваны исключить вредное, и, тем более, опасное для жизни поведение. Парадоксально, но таким образом родители защищают свое потомство. Это важнейшая функция физического наказания. А что еще?

– Меня отец за колы бил, – вздохнула Дунька. – Чтобы лучше училась.
– А меня за жвачку «Турбо», – сказал кто-то из зала. – Украл у барахольщицы целый блок.
– Меня тоже за двойки. И когда плохо ел еще, тоже.
— А я кошке нашей «бээфом» хвост приклеила к полу.

Зал засмеялся. Я подошел к доске и написал:

Желаемое и нежелательное

– Желаемое и нежелательное? – воскликнул мужчина. – В каком смысле?

– Сейчас поясню. Но все очень просто. Очень-очень просто.

Если вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, физические наказания исключены.

Если вы хотите, чтобы ребенок чего-то не делал, физические наказания не исключены.

Встаньте, пожалуйста, те, кто наказывает своего ребенка за плохие отметки в школе.

Поднялись несколько человек.

– Вы идиоты! – сказал я, после чего поднявшиеся возмущенно засопели. – Как можно научить ребенка не получать плохих отметок с помощью кулаков?

Можно научить ребенка получать хорошие оценки. И если вы хотите, чтобы он их получал, то физические наказания исключены. Садитесь (это я тем, кто в зале).

Повторяю еще раз.

Если вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, физические наказания исключены.

Если вы хотите, чтобы ребенок чего-то не делал, физические наказания не исключены.

А теперь ответьте на вопрос. Если ребенок не хочет есть – стоит ли для профилактики врезать ему черпаком по лбу?

– Получается, что нет, – ответил мужчина, почесав затылок.
– Получается, что нет, – эхом отозвалась Дунька Водокачкина.

Читайте также:  Когда начинать чистить зубы ребенку мнение стоматолога и Комаровского

— Хорошо. А если плохо сделал уроки?

– Хорошо. Я думаю, что теперь вы поняли. Физическое наказание имеет функцию запрета. Не делай этого, потому что не делай этого. И точка.

Если же вы хотите, чтобы ребенок что-то делал, физические наказания не только совершенно бессмысленны, но и вредны. Понятно?!

– Понятно! – хором ответила довольная аудитория, и разошлась. Но через минуту в аудиторию вернулась. Дунька Водокачкина, и с порога выпалила.

– А почему вы в самом начале спрашивали, у кого сколько детей?! Какое это имеет отношение к вашей теме?

– Это очень просто, – отвечаю я. – Раньше в семьях было много детей. Если не ошибаюсь, то в России начала XX века в семье было в среднем 13 детей.

– А то, что когда кто-то из детей провинился, и его наказывают, остальные извлекают из этого важный урок. На примере своего брата (сестры) они понимают, что так, как сделал он, делать нельзя.

Иными словами, воспитательный смысл наказания был адресован не столько провинившемуся отроку, сколько его собратьям.

Ту же самую цель преследовали публичные порки (или казни): «не делайте так, сограждане, а иначе и вас постигнет та же участь».

Но сегодня, когда в семье, как правило, один ребенок, физическое наказание перестало быть назидательным.

Раньше, когда родитель бил ребенка, он преподносил урок остальным.

Сегодня, когда родитель бьет ребенка, он бьет ребенка, и только. Ничего воспитательного или назидательного в этом больше нет.

Автор: Вит Ценёв, психолог, писатель, член Федерации психологов образования России, преподаватель Томского государственного Университета

Источник: Psyberia.ru

опубликовано 11/12/2009 11:03
обновлено 15/12/2017
— Педагогика и психология

Бить или не бить детей?

Самые читаемые блогеры ЖЖ и авторитетные колумнисты в новой еженедельной рубрике SUNMAG.

Ко мне в блог постоянно заходят люди из поисковиков по запросам: «Можно ли бить детей?», «Физические наказания детей». Как, Макаренко бил детей? Разберемся.

С одной стороны, официальная педагогика и наши законы прямо запрещают физические наказания. С другой стороны, книга Соломона (которую мало ли кто там писал и переписывал) гласит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его», – и этот постулат до сих пор находит немалое число добросовестных последователей.

Я тему родительского рукоприкладства поднимал в блоге часто, и, знаете, многие взрослые люди в комментариях с ностальгией вспоминают, как на них самих это работало:

– Даст мне мамка шлепака, и я шелковая…

– За такие слова мне мигом прилетало по губам, зато я папе благодарен…

– Меня отец драл как сидорову козу – я человеком вырос.

Даже известный детский доктор Комаровский уже в нескольких телеинтервью сказал: «Да, есть такие дети с определенным складом характера, которых может остановить только шлепок».

Еще в этом вопросе колоссальное количество родителей и просто читателей вспоминают пощечину Макаренко, а также табуретку и бранное слово из «Педагогической поэмы». Мало кто действительно читал эти эпизоды, поэтому скажу только, что Антон Семенович был яростным противником физических наказаний. Кто не верит – перечитайте.

Чтоб окончательно закрыть вопрос, я процитирую его «Книгу для родителей»: «. Если вы бьете вашего ребенка, для него это во всяком случае трагедия: или трагедия боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения. Но трагедия эта – для ребенка. А вы сами – взрослый, сильный человек, личность и гражданин, существо с мозгами и мускулами, вы, наносящий удары по нежному, слабому растущему телу ребенка, что вы такое? Прежде всего вы невыносимо комичны, и, если бы не жаль было вашего ребенка, можно до слез хохотать, наблюдая ваше педагогическое варварство. В самом лучшем случае, в самом лучшем, вы похожи на обезьяну, воспитывающую своих детенышей…»

Надеюсь, этот отрывок сократит ряды тех, кто знаком с педагогикой Макаренко лишь понаслышке и считает, что его богатый опыт заключается именно в битье.

Откуда берется это физическое наказание?

Детей ведь колотят не за разбитую чашку, не за двойку, не за описанную кровать. И не за грубость родителям, не за непослушание, не за плохие поступки. Это все можно решить словами.

Битье оказывается проще и, как ни печально, эффективней, когда родителю лень или он устал, или он глуп. Бегает дитя и резвится, а взрослый раздражается на его шум. Шлеп! Настроение ребенку испорчено, зато быстро наступает тишина.

Вот ребенок родился. Его пока никто не бьет. Он растет, ходит, бегает, познает мир и границы дозволенного. В один день случается так, что родитель поленится или искренне будет считать, что это не повредит, или впадет в гнев, – это все само по себе неправильно, и ребенку достанется сначала крик, а скоро и первый удар. И родитель, даже не раскладывая этот момент по полочкам в голове, найдет его вполне удачным и применимым педагогическим опытом. Как говорят психологи, пройдена грань, отношения перешли в новое качество.

Это наша слабость выражается в битье. Накопились эмоции, а на ребенка их слить проще простого. Больше ведь никто по отношению к себе этого не позволит.

Поэтому в вопросе «Бить или не бить?» не может быть решения «Все хорошо в меру». Потому что иной дурак такую свою меру найдет, что уколотит детей насмерть. Ответ тут будет только один. Бить детей нельзя ни в коем случае.

Ссылка на основную публикацию
Шишка на шее под кожей справа, слева или сзади у взрослых и детей
Что делать, если вскочила шишка под кожей на шее справа, слева или сзади Большинство людей считают появившуюся на шее шишку...
Шапочка для новорожденного спицами, 25 моделей с описанием и видео уроками, Вязание для детей
Вяжем шапку зайка спицами Маленьким деткам очень нравятся смешные шапочки, похожие на мордочки зверей с такими же ушками. Шапка «Зайка»...
Шарики в мошонке; в мошонке на ощупь шарик; Заболевания
Жировики на мошонке. Проявления. Фото. Современные методы удаления атером Жировики на мошонке (Атерома, липома) — это доброкачественные образования кожи, имеющие...
Шишки на кисти руки причины и лечение
Шишка на запястье Гигрома Липома Самое важное Видео по теме Появление шишки на запястье приносит не только косметический дискомфорт. Новообразование...
Adblock detector