Электроэнцефалография в Орле, проведение ЭЭГ головного мозга — Сакара

Научно-практический центр психофизиологии
аномального развития

E-mail: kozhushko@ihb.spb.ru

  • Главная страница
  • Чем мы можем Вам помочь
  • Кто с Вами будет работать
  • Что почитать
  • Как нас найти
  • Научная работа
  • Количественная ЭЭГ
  • Карта сайта

Реоэнцефалография (РЭГ) — один из методов функциональной диагностики, который применяется в клинической практике для исследования кровообращения головного мозга. Он так же, как ЭЭГ, не связан с воздействием на голову ребенка; безопасен, не вызывает неприятных ощущений у маленького пациента. Метод РЭГ позволяет получить информацию о состоянии кровотока в основных сосудах мозга одновременно: в сонных и позвоночных артериях справа и слева, о состоянии тонуса и эластичности сосудистой стенки, ее реакции на функциональные и лекарственные нагрузки на разных этапах лечебного процесса (включая мануальную терапию, массаж, остеопатию).

Метод основан на регистрации собственной активности сосудов мозга, точнее пульсовой волны, которая по ним распространяется после сокращения сердечной мышцы. Кислород, как и углекислый газ, а также питательные вещества — все этот попадает в мозговую ткань через кровь. А ее, в свою очередь, приносят сосуды мозга. Вот и налицо связь между уровнем активности нервных клеток, их устойчивостью к нагрузкам и характером мозгового кровотока.

Метод РЭГ давно известен и заслужен, лишь последнее время был активно вытеснен ультразвуковой допплерографией (УЗДГ). Бум увлечения ею сейчас начал спадать, расставив все на свои места. РЭГ все также в известных пределах информативна для оценки функциональных возможностей сосудистой системы. УЗДГ оценивает скорость прохождения крови по сосудам, которая, естественно, замедляется при наличии каких-либо препятствий. Поэтому без УЗДГ не обойтись при наличии органических (структурных) изменений сосудов: у детей тоже бывают патологические сужения сосудов, их чрезмерная извитость и прочие нарушения.

В нашм институте обследование детей с помощью РЭГ много лет осуществляет Юрий Константинович Матвеев. Наши совместные исследования последних лет связаны с сопоставлением особенностей ЭЭГ и характеристик мозгового кровотока — в покое и при нагрузках у детей с последствиями поражения центральной нервной системы (ЦНС) вследствие неблагополучной беременности и родов.

Так что мы можем сказать по данным РЭГ?

Упрощенная схема выглядит так: две трети мозгового кровотока у детей обеспечиваются за счет крупных сонных артерий (бассейн внутренних сонных артерий — БВСА — или каротидный бассейн) и одна треть — за счет позвоночных артерий (вертебро-базилярный бассейн — ВББ). В покое оценивается уровень достаточности (или возрастного дефицита) пульсового кровенаполнения сосудов перечисленных бассейнов.

Когда на ЭЭГ много медленных волн, указывающих на снижение состояния мозга, мы рекомендуем пациентам сделать дополнительно РЭГ — исследование. Надо проверить, не связано ли это снижение с дефицитом кровотока. Нередко в этих случаях у детей падает и уровень электрогенеза ЭЭГ в целом — до 10-30 микровольт (мкВ) вместо 50-100 мкВ. Именно эти два показателя — низкий уровень активности ЭЭГ в целом и преобладание медленных волн в покое или при нагрузке являются основанием для дополнительного РЭГ-исследования, если оно исходно не было назначено направляющим неврологом. Изредка случается, что мы и ошибаемся, но не более, чем в одном случае из 10. А это значит, что наши предположения во многом верны.

Отметим, что дефицит кровотока по каротидному бассейну у малышей все-таки редкость — не более 5% случаев (в отличие от подростков), а вот по позвоночным артериям — намного чаще Плохая осанка нынешнего поколения любителей посидеть — явление, к сожалению, уже дежурное. Дело в том, что позвоночные артерии потому так и называются, что идут вдоль шейного отдела позвоночника к голове, и, если он (позвоночник) неустойчив, искривлен, то позвоночные артерии, соответственно, от этого страдают — придавливаются, пережимаются, раздражаются. То есть в случае позвоночных артерий (а за ними, как уже говорилось, треть общемозгового кровотока) ограничение может иметь чисто механический характер за счет нарушений структуры позвоночника, особенно в шейном отделе, соединяющем позвоночник с черепом. Сейчас, к сожалению, нестабильность шейных позвонков, отклонения в правильном соединении черепа с верхне-шейными позвонками перестали быть анатомической редкостью.

Это обостряется при нагрузках с наклонами и поворотами головы, когда это пережатие (компрессия) может появиться, если его не было, или резко вырасти при исходно малой величине. Это естественным образом приведет к падению кровотока в пережатом сосуде, как если бы вы пережали садовый шланг: текло по нему хорошо, но передавливание создает препятствие на пути жидкости. Пережатие позвоночных артерий есть и в норме, но снижение кровотока при этом у детей не должно быть более 20%, а у наших пациентов может достигать 50-70 %.

Читайте также:  Костные поражения, костные метастазы

Итак, если наши подозрения после обследования подтверждаются, лечебные мероприятия для ребенка должны включать в себя средства, улучшающие мозговой кровоток.
Как же живут дети с вышеописанными дефицитами? До поры — до времени неплохо. Чаще всего проблемы начинаются со школы, когда сидеть приходится дольше, двигаться меньше (в том числе и на переменах), а дома — снова за стол делать уроки, а потом телевизор, или компьютер, или игра на скрипке. Нагрузка достигла критической величины и следом за этим — жалобы на головные боли (чаще к вечеру, после школы), усталость, вялость, сонливость и проч… У кого-то проходит после отдыха, кто-то мается, пока не заснет.

Дошкольники с нарушениями развития при нагрузке имеют худшие результаты по кровотоку (86% детей) по сравнению с нормой развития высших психических функции, и приближаются по этому параметру к школьникам, просиживающим за партой многие часы. А это, естественно, еще одно реальное ограничение выносливости, работоспособности нервной системы при освоении необходимого минимума возрастных нагрузок детьми с последствиями родовых травм.

Есть еще один важный момент для поддержания бодрости, несмотря на скрытый до времени дефицит кровотока. Речь идет о реактивности сосудов на нагрузку. Ее определяют и при записи РЭГ, и УЗДГ. Данный параметр характеризует способность сосудов (особенно мелких, которые ближе всего к клеткам мозга) реагировать на изменения требований нагрузки. Это параметр пластичности, гибкости, позволяющий поддерживать необходимый уровень кровотока в целом, несмотря на отдельные местные проблемы, за счет перетока крови из тех мест, где ее много, туда, где ее не хватает. (как в сообщающихся сосудах). А вот когда этот механизм «устает» от постоянной мобилизации резервов, вырабатывает свой запас и требует отдыха или пополнения резервов — тогда вышеуказанные жалобы у детей появляются даже при исходно достаточном кровотоке.

На что мы должны обратить внимание родителей после обследования?

Если дефицит мозгового кровотока без нагрузки уже составляет десятки процентов (в сравнению с возрастными нормативами здоровых детей), это, безусловно, требует медицинского вмешательства — дообследования (рентген, МРТ — магнитно-резонансная томография, КТ — компьютерная томография) и соответствующего лечения. Если без нагрузки дефицита нет, и он образуется лишь при изменениях положения головы — тогда, кроме медицинского аспекта (фармакотерапии, остеопатии, физиотерапии и др.), есть и аспект выбора характера нагрузки и ее объема. Если ребенок полощет больное горло, делает мостик, и у него после этого все время кружится и болит голова, а по РЭГ при запрокидывании головы назад мы видим снижение кровотока по правой и левой позвоночным артериям на 50% от уровня покоя, то не подумать ли нам сначала о том, стоит ли провоцировать эти жалобы:?

Если ребенок по 2-3 часа в день прижимает подбородком скрипку к левому плечу, а у него на РЭГ при наклоне головы налево кровоток в левой позвоночной артерии падает на 65% и есть регулярные жалобы на боли в левом плече, и головокружение при резком повороте, то настало время подумать о том, как компенсировать потери в самочувствии, особенно, если данное занятие — дань моде или амбициям родителей.

Это относится и к выбору вида спорта: если на рентгене выявлен врожденный подвывих одного из шейных позвонков, то стоит ли отдавать предпочтение силовым видам спорта, если уже после первых бросков на мат ребенок слышит хруст в области шеи и чувствует к концу тренировки головную боль. Спорт должен множить выносливость, бодрость и силу, а не усталость, боль и раздражение.

Дети с перинатальной энцефалопатией в анамнезе довольно часто характеризуются склонностью к быстрому истощению, повышенной утомляемости, недостаточной выносливости и работоспособности. Означает ли это, что ограничение может тотально испортить им жизнь? Вовсе нет. Нередко первое обращение при обследовании связано с временной перегрузкой: ОРЗ не долечили (была контрольная, или концерт, или другое важное мероприятие), потом пару ночей не доспали, а через неделю сдавали экзамены. Результат — постоянная сонливость, разбитость по утрам, нежелание что-то делать. Возможна и другая крайность: постоянная раздражительность, плаксивость, ночью не заснуть, утром не встать и т.п.

Читайте также:  Желтое тело яичника что это такое, как связано с зачатием и беременностью

Случается, что такая реакция временная: отоспались, отдохнули, все сдали, и все прошло. Но случается, что этот «жалобный набор» начинает повторяться сначала при каждой нагрузке, а потом и вовсе без нее. Внутренние силы резерва сначала перенапряглись, потом от постоянного перенапряжения истощились, а потом произошел отказ, сбой, срыв. «Почему он сидеть у телевизора не устает, а от уроков устает?». На телеэкране все создано для того, чтобы удержать непроизвольное внимание (не требующее от нас усилий): звук, краски, движение. А учебная деятельность требует произвольности: «надо!». Кстати, это — пункт, отличающий зрелого ученика от просто развитого ребенка, умеющего читать и писать. В последнем случае родители нередко форсируют события: «что ему ждать до семи лет, ему потом будет скучно, пусть идет в школу».

Мы, к сожалению (по роду своих занятий), видим только негативные исходы таких ситуаций. Поэтому наш опыт говорит не в пользу «преждевременного» обучения. Все-таки природа устроена мудрее: каждому овощу свое время. Нужно время, чтобы «созреть»: луку и укропу поменьше и уже при первом тепле, редиске подольше, а яблоки, сливы и арбуз для хорошей спелости даже при отличной погоде идут обычно ближе к осени. Не все процессы в мозгу можно и нужно ускорять.
Многие дети группы риска держат нагрузку, если нагрузочный режим подобран адекватно. Например, школа недалеко (можно сэкономить на езде), количество уроков разумное (перечень проверенных годами дисциплин). После занятий — прогулка, обед, приготовление уроков (дома или в продленке). Вечером в 9-10 спать, засыпание — в пределах получаса, сон спокойный и крепкий. Подъем — без надрыва, лучше по внутреннему желанию («уже выспался»). Тогда количество проблем будет существенно меньше, они будут беспокоить реже, и позволят со временем брать все более высокую планку достижений.

Наша задача на этапе первого обследования — определить, где «слабое» звено в деятельности мозга ребенка группы риска. Нужно вовремя определить: чем можно помочь, чего можно избежать, а к чему надо готовиться, когда можно еще немного подождать, а когда нужно начинать действовать без промедления.

В чем отличие РЭГ от ЭЭГ?

Что такое РЭГ и ЭЭГ? Это диагностические методы исследования функций головного мозга, используемые в современной медицине. Их объединяет доступность, нет проникновения через кожу и безопасность проведения.

Зачем назначают ЭЭГ?

ЭЭГ заключается в обследовании головного мозга с помощью регистрации его биотоков. Импульсы, сгенерированные и проведенные нейронами, отражаются на электроэнцефалограмме, демонстрируя состояние органа.

Неврологи назначают исследование для диагностики серьезных заболеваний:

  • опухоль;
  • нарушения функций сосудов;
  • стойкие головные боли;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • эпилепсия;
  • в психиатрической практике;
  • энцефолопатия;
  • ранняя диагностика травм.

Плюсом данной методики является возможность ее осуществления пациенту в бессознательном состоянии, отсутствие возрастных рамок: подходит и детям, и беременным.

Подробно об электроэнцефалографии

Электроэнцефалография – высокоинформативный способ определения патологий головного мозга еще до появления клинических симптомов.

ЭЭГ выполняет следующие функции:

  1. облегчает наблюдение за динамикой заболевания;
  2. применяется для коррекции терапии при отсутствии положительного эффекта;
  3. оценивает степень влияния препаратов, подавляющих функции нервной системы, на активность мозга;
  4. показывает изменения структуры и функций при черепно-мозговой травме.

Диагностика эпилепсии с помощью ЭЭГ

Эпилепсия может протекать без клинических проявлений. Также методика позволяет классифицировать эпилептические приступы от других состояний, например, обмороков. В таком случае ЭЭГ занимает ведущее место в диагностике.

  • На голову пациента надевают шлем с электродами, которые соединены непосредственно с электроэнцефалографом.
  • Аппарат регистрирует электрическую активность головного мозга с поверхности кожи головы.

Процедура не делается на голодный желудок, это может исказить результаты обследования.

Если диагностика проходит в период обострения хронического заболевания, не стоит прекращать прием лекарств. Это только усложнит задачу. Например, в случае с эпилепсией может вызвать приступ. ЭЭГ отражает функциональную активность головного мозга.

Стоит отметить, что существуют противопоказания к проведению процедуры:

  • судорожный статус;
  • неконтролируемое психомоторное возбуждение.

В отличие от ЭЭГ, диагностика реографии заключается в зависимости уровня кровенаполнения сосудистого русла от электрического сопротивления тканей.

Кому показана рэоэнцефалограмма?

Отличие РЭГ и ЭЭГ в сущности методов. Реоэнцефалография (далее РЭГ) используется для контроля за мозговым кровообращением. Состояние кровотока оценивается посредством пропускания через ткани слабого тока высокой частоты и регистрации электрического сопротивления тканей. Помимо этого, данным способом получают информацию о точном месте расположения отклонений в сосудистом русле.

В каких случаях назначают?

Спектр применения данного метода достаточно широк, и это еще один показатель, чем РЭГ отличается от ЭЭГ. Обследование информативно при следующих состояниях:

  • длительных головных болях с локализацией в различных частях головы;
  • головокружениях;
  • вегетососудистой дистонии;
  • при шуме в ушах;
  • нарушениях памяти;
  • обмороках;
  • атеросклерозе;
  • гипертонической болезни;
  • ЧМТ(черепно-мозговыхтравмах);
  • вертебробазилярной недостаточности;
  • остеохондрозе шейного отдела позвоночника.

Врач может назначить процедуру в качестве профилактической меры лицам пожилого возраста, особенно при наличии в анамнезе хронических отягощающих заболеваний. Это поможет избежать развития нежелательного течения болезней и предотвратить развитие осложнений.

Преимущества метода

С помощью метода врач объективно и точно оценит:

  • интенсивность кровенаполнения сосудов;
  • их характеристики (эластичность, тонус);
  • отклонения от нормы кровотока;
  • скорость расширения стенок сосудов;
  • показатели венозного оттока.
Читайте также:  Опрелости у новорожденных как выглядят и чем лечить Профилактика опрелостей у грудничка (на попе, ш

Метод может применяться как способ определения отклонения от нормы кровообращения в сосудах после операции или ЧМТ.

При регистрации РЭГ возможно проведение функциональных проб (нитроглицериновой и никотиновой). Если после приема нитроглицерина отклонение показателей волны увеличивается несущественно, речь идет об органической природе заболевания.

На рэоэнцефалограмме отражается общая картина состояния сосудов. С ее помощью можно узнать подробные характеристики:

РЭГ часто назначают в комбинации с ультразвуковым обследованием или ЭЭГ. Электроэнцефалограмма при этом рассматривается, как полноценный самостоятельный метод диагностики патологий головного мозга.

Рэоэнцефалограмма может быть трех типов:

  1. Гипертонический – стойкое увеличение тонуса сосудов головного мозга и нарушение оттока венозной крови.
  2. Дистонический – регулярные колебания тонуса: гипертонус сочетается с низким наполнением пульса и наоборот, при сниженном давлении.
  3. Дистония по сосудистому типу – симптоматически напоминает предыдущий вариант, однако, отклонения от нормы происходят из-за дефектов в строении сосудов, например, при извитости последних. В данном случае, клиническая картина обусловлена сосудистыми дефектами: нарушается эластичность сосудов, ткани головного мозга испытывают кислородное голодание вследствие недостатка питания.

График рэоэнцефалограммы демонстрирует изменения, происходящие в кровотоке.

Как проводится?

Основным правилом реографии является избегать факторов, провоцирующих тонус сосудов и повышений давления. Накануне не стоит возбуждать нервную систему (стресс, кофе, курение, алкоголь). Сон не менее 8 часов, чтобы успокоиться пациент проводит 15 минут в тишине перед диагностикой.

Алгоритмы проведения ЭЭГ и РЭГ практически не отличаются. Но при проведении РЭГ пациента просят повернуть голову влево и вправо, чтобы оценить состояние кровеносного русла. Результаты фиксируются на пленке рэоэнцефалограммы.

Чему отдать предпочтение?

Чтобы понять, что выбрать из методов, надо знать, что это такое РЭГ и ЭЭГ и в чем их особенности. ЭЭГ отражает электрическую активность мозга, и на электроэнцефалограмме видны патологические изменения головного мозга в целом. А РЭГ проводит оценку притока и оттока крови к органу и характер его кровоснабжения. В этом и заключается отличие РЭГ от ЭЭГ.

Поэтому на вопрос: «Что лучше, РЭГ или ЭЭГ» нет однозначного ответа. Цель назначения и возможности обследования – это то, чем отличаются РЭГ и ЭЭГ. Но в комплексе эти исследования дополняют друг друга и демонстрируют не различие, а картину заболевания с нескольких сторон.

Где пройти обследование?

РЭГ и ЭЭГ можно пройти как в специализированных медицинских центрах, так и в стационарных условиях государственных учреждений.

ЭЭГ и РЭГ – это, что дает возможность объективной оценки состояния пациента, помогая врачу в постановке диагноза и контроле лечения. Помните, что ранняя диагностика заболевания существенно снижает риск развития осложнений.

ЭЭГ и РЭГ

Что такое РЭГ и ЭЭГ? Это диагностические методы исследования функций головного мозга, используемые в современной медицине. Их объединяет доступность, нет проникновения через кожу и безопасность проведения.

ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭПИЛЕПСИИ

Электроэнцефалография играет ключевую роль при изучении эпилепсии у больных. Каждый год в мире регистрируется около 100 тысяч новых случаев возникновения подобного заболевания. Зачастую эпилепсия идет «в комплекте» с детским церебральным параличом.

Проведенная электроэнцефалография позволяет нейрофизиологам с полной уверенностью говорить о наличии «эпилепсии» у больного. Также благодаря ЭЭГ выявляют на ранней стадии патологическую активность в головном мозге, которая создает трудности для его нормального функционирования.

МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ

ЭЭГ не несет в себе вреда и болезненных ощущений для больного. Чтобы провести обследование, больного размещают в уютном кресле. Затем к человеку при помощи шлема прикрепляется множество электродов в области головы, которые присоединены к аппарату проводами. Во время анализа работы головного мозга, прибор во множество раз усиливает биологические импульсы, идущие от датчиков, и фиксирует полученные результаты на компьютерной технике.

ВНИМАНИЕ! Не стоит оттягивать запись к врачу! Важно чутко прислушиваться к своему организму, и в тот момент, когда он подает сигналы, следует предпринимать меры. Надеяться на то, что все само по себе пройдет, весьма опасно.

Ссылка на основную публикацию
Электрокоагуляция новообразований кожи
Удаление новообразований (родинок, невусов, папиллом) Удаление новообразований лазером Удаление родинок (невусов), папиллом и других новообразований в нашей клинике проводится на...
ЭКГ АНАЛИЗ ИНТЕРВАЛА Q-TC С ПОЗИЦИЙ ФИЗИОЛОГИЧНОСТИ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ — Научное обозрение
Как читать ЭКГ? Как расшифровать электрокардиограмму самостоятельно? Что показывает ЭКГ Электрокардиограф (ЭКГ) - устройство, позволяющее оценить сердечную активность, а также...
ЭКГ как определяется болезнь на ЭКГ, расшифровка результатов
ЭКГ - электрокардиограмма Электрокардиограмма (ЭКГ) Что такое ЭКГ? ЭКГ (электрокардиограмма) - это графическое отображение (на бумаге или мониторе) электрических потенциалов,...
Электролиты крови что это такое, сдача анализа, таблица норм
Калий, натрий, хлор в сыворотке Натрий, калий и хлор являются основными электролитами организма. Электролиты – это минеральные соединения, которые способны...
Adblock detector