Эксикоз Эксикоз — потеря жидкости

АЛГОРИТМ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ КИШЕЧНОМ ТОКСИКОЗЕ С ЭКСИКОЗОМ У ДЕТЕЙ

Кишечный токсикоз с токсикозом – патологическое состояние, являющееся результатом действия на макроорганизм токсических продуктов и сопровождающееся нарушениями микроциркуляции, водно-электролитного обмена и кислотно-основного резерва.

— Сухость, бледность, цианоз кожи и слизистых

— Тургор тканей снижен

— Большой родничок запавший

— Возбуждение или вялость с адинамией

— Тахикардия, сменяющаяся брадикардией

— Потеря массы тела (5% -легкая степень обезвоживания,5-10% — среднетяжелая, более 10% — тяжелая)

— Олигурия, сменяющаяся анурией

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

— Промыть желудок физиологическим раствором натрия хлорида или 2% раствором натрия бикарбоната. Общий объем для промывания: у детей до года 10 мл/месс, до 3 лет – 1.5-2л . При упорной рвоте после промывания желудка оставить в нем тонкий зонд для постоянной аспирации

— При легкой и среднетяжелой степенях обезвоживания провести пероральную регидратацию глюкозо солевым раствором (регидрон, глюкосолан, оралит, гастролит), которая проводиться в 2 этапа до прекращения потерь жидкости.

— Первый этап ( первые 6 часов от начала лечения) – количество жидкости на этом этапе от 50-80 мл/кг ( при 1-2 степенях эксикоза).

— Второй этап – поддерживающая терапия в количестве продолжающихся потерь жидкости 80-100 мл/кг в сутки

— Количество жидкости, рассчитанное на каждый час введения, выпаивается дробно по ½ чайной – 1 столовой ложке (в зависимости от возраста) через каждые 5-10 мин. При наличии одно- , двукратной рвоты регидратация не прекращается, а прерывается на 5-10 мин. Оральная регидратация не должна прерываться и ночью, во время сна жидкость вводиться через соску, шприцем или пипеткой.

— У детей до 3х лет глюкозо-солевые растворы сочетаются с бессолевыми( чай, вода, отвары риса, шиповника) в соотношении 1:1- при выраженной водянистой диарее, 2:1-при потере жидкости, преимущественно с рвотой, 1:2 при потере жидкости с перспирацией (при гипертермии и умеренной диарее, при синдроме энтероколита)

— Введение солевых и бессолевых растворов чередуется (их не смешивать!)

— Эффективность оральной регидратации оценивается по уменьшению объема потерь жидкости ( с рвотой и диареей), прибавке массы тела, исчезновению признаков обезвоживания, улучшению общего состояния ребенка.

— При неэффективности пероральной регидратации и 2- 3 степени эксикоза назначается — парентеральная регидратация.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача №1

Медсестра на патронаже у 6-месячного ребенка, мама рассказала, что у малыша со вчерашнего дня наблюдаются насморк, высокая температура, покашливание. Ночью ребенок проснулся, был беспокоен, плакал, трудно дышал, громко кашлял.

При осмотре: температура тела 38,5ºС, голос осипший, сухой «лающий» кашель, инспираторная одышка, в легких прослушиваются сухие хрипы.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей раннего возраста.

Задача №2

У девочки 11-ти лет, во время взятия крови из вены на биохимический анализ, внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.

Задача №3

Ребенок при рождении закричал не сразу, дыхание нерегулярное, брадипноэ, пульс 90 в мин., легкий цианоз кожных покровов, оценка по шкале Апгар на 1-й мин. 6 баллов.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику санации дыхательных путей новорожденных.

Задача №4

Вы – патронажная медицинская сестра. Ребенок 2 лет заболел остро. На фоне повышения температуры тела до 38,2ºС появились грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, затруднение дыхания.

Объективно: дыхание шумное, инспираторная одышка, отмечается незначительное втяжение уступчивых мест грудной клетки, усиливающееся при беспокойстве, ЧДД 35 в минуту, в зеве – яркая гиперемия задней стенки глотки, при аускультации над легкими — жесткое дыхание. Со стороны других внутренних органов – без особенностей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на фантоме.

Задача №5

Вы — участковая медсестра, к Вам за помощью обратилась женщина. Она при купании не удержала 3х-месячного ребенка, он соскользнул с рук и ушел под воду. Она вынула его из воды, но мальчик посинел и не дышит.

При осмотре: кожные покровы и слизистые синюшные, изо рта и носа выделяется пенистая жидкость. Дыхание отсутствует.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения сердечно-легочной реанимации на кукле-фантоме.

Задача №6

У ребёнка 12 лет, находящегося на стационарном лечении по поводу бронхиальной астмы, ночью появился частый сухой кашель, затруднение дыхания.

Объективно: беспокоен, глаза испуганные. Сидит, опираясь на край кровати. Бледен, цианоз носогубного треугольника. Напряжение и раздувание крыльев носа, экспираторная одышка, при аускультации в легких сухие, свистящие хрипы, грудная клетка бочкообразной формы, с втяжением уступчивых мест. ЧДД – 30 в минуту, пульс 100 уд. в минуту, АД 130/70 мм рт. ст. Беспокоит навязчивый сухой кашель.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику пользования ингалятором.

Задача №7

Ребенка 2х лет, страдающего атопическим дерматитом, впервые угостили глазированным сырком. Через некоторое время ребенок забеспокоился, побледнел; веки, губы, ушные раковины стали отечными, голос осиплым, появилась инспираторная одышка, усиливающаяся во время плача.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику промывания желудка ребенку 2х лет.

Задача №8

В приемное отделение областной детской больницы доставлен ребенок 3-х лет, больной гемофилией А, с носовым кровотечением, которое не останавливается уже около 1 часа. Мать сообщила, что месяц назад он лечился по поводу гемартроза.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику выполнения передней тампонады носа на фантоме.

Задача №9

Ребенок 3х лет половину дня провел с родителями на пляже. К вечеру начал беспокоится, повысилась температура тела до 38 град, стал вялым, открылось кровотечение из носа.

Задания

1. Определите состояние пациента.

Читайте также:  Что делать, если гноятся глаза

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения холода для остановки кровотечения.

Задача №10

Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью желудка, неоднократно находился на лечении в стационаре. После занятия физкультурой почувствовал резкое недомогание. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.

Задача №11

Девочка 7 лет, страдающая атопическим дерматитом. лечится по поводу обострения хронического синусита. Врачом было назначено внутримышечное введение ампиокса по 500 тыс. 2 раза в день. Через минуту после введения девочке препарата в поликлинике у нее появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рвота, одышка, судороги, пульс нитевидный, конечности холодные.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику разведения и внутримышечного введения ампиокса.

Задача №12

Ребенок 10 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблетки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения искусственного дыхания «рот в рот».

Задача №13

Вы — патронажная медицинская сестра, посещаете на дому ребенка 10 месяцев. Болен 2-й день. Беспокоит сухой кашель, обильные выделения из носа слизистого характера, высокая температура

При осмотре: температура 39,2º С, вялый, капризный, кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец. Частота дыхания 40 в мин., пульс 150 уд./мин, в зеве – яркая гиперемия, при аускультации — жесткое дыхание, тоны сердца приглушены.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте на фантоме методы физического охлаждения ребенка.

Задача №14

Ребенок, больной сахарным диабетом, на уроке в школе неожиданно побледнел, стал возбужденным, начал жаловаться на слабость, головную боль, тошноту, чувство голода. Утром после инъекции инсулина плохо позавтракал.

Объективно: кожные покровы бледные, покрыты потом. Отмечается дрожание рук и ног, АД 100/55 мм рт. ст., пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Тоны сердца звучные. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 12 ЕД простого инсулина.

Задача №15

Вы на патронаже у ребенка 6 мес., больного гриппом. Мать предъявляет жалобы на высокую температуру, заложенность носа, сухой кашель, отсутствие аппетита, вялость.

При осмотре: ребенок вялый, адинамичный, кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные, t =39,5 град.С, язык слегка обложен белым налетом, в зеве — гиперемия дужек, ЧДД 40 в минуту, носовое дыхание затруднено , пульс — 140 уд. в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% р-ра папаверина гидрохлорида в дозе 0,5 мл.

Задача №16

Мама с ребенком 6 лет приехали на дачу. Мылись в деревенской бане, огня в печке не было, заслонка трубы оставалась закрытой. Вскоре у них, в большей степени у ребенка, появились: головная боль, головокружение, рвота. Ребенок потерял сознание. При осмотре у ребенка было затруднено дыхание, кожа сине-багрового цвета, при выслушивании сердца тахикардия, АД 80/40.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода ребенку через маску.

Задача №17

Девочка 5 лет доставлена родителями в поликлинику по поводу того, что выпила случайно оставленный в стакане керосин. В момент обследования состояние удовлетворительное, определяется запах керосина изо рта, рвотные массы окрашены в желтый цвет с характерным запахом. Сознание девочка не теряла, после отравления прошло 10 минут.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 25% кордиамина 0,5 мл внутримышечно.

Задача №18

В поликлинику обратилась мать с 3-х летним ребенком. Со слов мамы, мальчик играя один в комнате, взял «бабушкины таблетки» и сколько-то съел. С момента отравления прошло не более 20 минут, сколько таблеток было и сколько «съел» ребенок выяснить не удалось. «Бабушкиными таблетками» оказался диазолин.

Объективно: состояние средней тяжести, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство. Была однократная рвота. Пульс 110 уд/мин, частота дыхательных движений 24 раза в 1 мин., по органам без особенностей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.

Задача №19

В приемное отделение стационара доставлен подросток,

который жалуется на сильное головокружение, головную боль, тошноту, рвоту, резкую слабость. Накануне был на Дне Рождения друга, принимал алкоголь.

Объективно: вялый, в сознании; алкогольный запах изо рта, бледная, чистая, конечности холодные, АД-80/60 мм рт.ст., пульс 100 в мин., отмечается тремор конечностей.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медсестры.

3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 10% кофеина 1мл на фантоме.

Задача №20

Вызов «скорой помощи» ребенку 5 лет. Оставшись без присмотра мальчик выпил из чашки раствор столового уксуса, приготовленный мамой для салата. Ребенок беспокоится, кричит, была рвота с примесью крови.

Объективно: голос хриплый, дыхание затруднено, t= 37,6 град.С, при аускультации — в легких жесткое дыхание, ЧДД=35 вмин., тоны сердца приглушены, тахикардия, АД=100/70 мм рт.ст., не мочился.

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медсестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 1% промедола 0,5 мл внутримышечно на фантоме.

Используемая литература

«Неотложные состояния в педиатрии», под общей редакцией А.В. Прахова, Нижний Новгород ,2005

«Неотложные состояния у детей», под общей редакцией А.Д. Петрушиной, Москва ,2005

«Аллергические болезни у детей», под общей редакцией М.Я. Студеникина, И.И. Балаболкина, Медицина, 1998

«Интенсивная терапия в педиатрии», под ред. Дж. П. Моррея, том 1-2 , Медицина, 1995

«Неотложная помощь в педиатрии, Э.К. Цибулькин, руководство для врачей, Медицина, 2000

«Неотложные состояния у детей», У. Штайнигер, К.Э. Мюндель , перевод с немецкого, Минск, 1998

Основы перинатологии: Учебник под ред. Н.П. Шабалова, Медицина, МЕДпресс-информ,2002

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Эксикоз — как проявляется эта болезнь у детей

  • В чем суть проблемы
  • Какие степени есть
  • Симптомы проблемы
  • Как лечить проблему
Читайте также:  Магний и витамин B6 Крайне важная связь!

Болезни детей могут быть самыми разнообразными. Причем многие из них не отнести к категории часто распространенных. А ряд из детских болезней может быть достаточно опасным и угрожающим жизни – таким, при котором требуется неотложная помощь и полноценное лечение. Такое, как например, эксикоз у детей.

В чем суть проблемы

Эксикозом врачи называют заболевание, при котором происходит потеря жидкости. Точнее, это даже не самостоятельное заболевание, а следствие отравления организма и кишечного расстройства.

Неотложная помощь требуется ребенку в том случае, если обезвоживание превышает 5% от массы тела малыша. Обезвоживание возникает нередко при таких проблемах, как:

  • Острые желудочно-кишечные заболевания
  • Грипп
  • Острые респираторные заболевания
  • Пневмония
  • Стафилококковая инфекция и т.д.

При развитии подобной патологии отмечается и полный недостаток такой необходимой ребенку жидкости, и нехватка электролитов. Как правило, потеря жидкости происходит на фоне рвоты и поноса, которые никак не прекращаются. Стоит учитывать, что эксикоз развивается за 2-3 дня — отсчет ведут от начала заболевания.

Эксикоз делят на 2 вида, опираясь на то, количество каких из веществ больше нарушено: электролитов или воды. Это:

  • Соледефицитный
  • Вододефицитный


Если же в равных количествах происходят потери, то говорят об изотоническом эксикозе. В любом случае нужно оказать помощь малышу, иначе ситуация серьезно усугубиться, а излечение от заболевания будет длиться в разы дольше.

Какие степени есть

Лечение, которое может остановить патологический процесс, должно начинаться в максимально быстрые и короткие сроки. Однако стоит учитывать, что эксикоз бывает разных стадий – в зависимости от того, какой дефицит жидкости наблюдается. Сегодня выделяют следующие степени патологии:

  • I степень – диагностируется, когда теряют, как минимум до 5% воды (рассчитать достаточно просто это около 50 мл на 1 кг веса)
  • II степень – теряется 6-10% воды (60-100 мл на 1 кг тела)
  • III степень – когда теряется более 10% (110-150 мг на 1 кг массы тела)

От того, какая степень патологии диагностируется, определяется и помощь, которую можно оказать ребенку. Так, например, при I степени лечение направлено на восполнение потерянной влаги — достаточно для этого обильного питья. Использовать можно разные варианты – чаи, компоты, морсы, раствор глюкозы и т.д.

При диагностировании II и III степеней следует принимать жидкость дома, но при этом надо вызвать скорую помощь для дальнейшей госпитализации. Лечение в такой ситуации остается по решению врача.

Симптомы проблемы

Следует разбираться в симптомах проблемы, чтобы при ее наличии быстро распознать. При этом симптоматика делится в зависимости от вида эксикоза. Так, при соледефицитном проявляются:

  • Вялость больного
  • Отказ от еды и воды
  • Рвота, проявляющаяся после питья
  • Снижение тонуса мышц
  • Изменение цвета кожи до землистого
  • Снижается температура и давление

При вододефицитном эксикозе отмечаются следующие признаки:

  • Повышенное возбуждение и беспокойство больного
  • Повышение температуры тела
  • Учащение пульса
  • Повышается тонус мышц
  • Нарушается сон
  • Напряжение затылочных мышц
  • Судороги


В случае с изотоническим эксикозом говорят, что он проявляется:

  • Вялостью и малоподвижностью
  • Отказом от пищи
  • Частой рвотой
  • Бледностью и сухостью кожи
  • Снижением тонуса и эластичности кожи
  • Сухостью слизистых оболочек
  • Наличию белого налета
  • Снижением давления

Как лечить проблему

Помощь следует оказывать, как можно быстрее. И лечение начинать следует незамедлительно. Так, для детей следует соблюдать следующие меры. Для начала следует снизить число принимаемой еды, но не больше, чем на 50%. При этом следует увеличить количество приемов пищи, как минимум до 8 раз за день. Больше сил следует кинуть на восполнение жидкости – лечение достаточно простое: пить как можно больше. Подойдет для этой цели все, что угодно. Длительность терапии зависит от тяжести состояния. Так, например, при I степени патологии питьевой режим надо держать в пределах 4 часов. Причем жидкость необходимо вводить дозированно – по небольшой ложке через каждые 10 минут. Если у малыша начинается при этом рвота, следует прекратить давать воду ребенку и выждать минут 10, затем приступить заново к процедуре регидратации. При тяжелой степени в условиях стационара ребенку ставят специальные капельницы, которые восстанавливают баланс в организме.

Тактика и неотложная помощь фельдшера при синдроме токсикоза с эксикозом у детей на догоспитальном этапе

Симптомы обезвоживания у ребенка. Профилактика токсикоза у детей. Неотложная помощь при токсикозе с эксикозом. Ошибки, возникающие при проведении диагностики. Лечебное питание детей при кишечных инфекциях. Правила ухода за ребенком при синдроме токсикоза.

Рубрика Медицина
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 17.02.2015

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БУГУРУСЛАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Тактика и неотложная помощь фельдшера при синдроме токсикоза с эксикозом у детей на догоспитальном этапе

студент группы VI курса 45 группы

Руководитель: Березкина Т. Р.

ГЛАВА 1. Общие понятия о токсикозе с эксикозом у детей раннего возраста

1.1Что вызывает обезвоживание у ребенка?

1.4 Симптомы обезвоживания у ребенка

1.5 Диагностика обезвоживания у ребенка

1.6 Лечение обезвоживания у ребенка

1.7 Профилактика токсикоза у детей

ГЛАВА 2. Рекомендации по уходу за ребенком при токсикозе с эксикозом

2.1 Неотложная помощь

2.2 Ошибки, возникающие при проведении

2.3 Уход за ребенком при синдроме токсикоза с эксикозом

2.4 Лечебное питание детей при кишечных инфекциях

обезвоживание токсикоз неотложный ребенок

Токсикоз с эксикозом раннего возраста (кишечный токсикоз) — синдромокомплекс, характеризующийся обезвоживанием, поражением ЦНС и нарушением гемодинамики. Токсикоз с эксикозом (ТЭ) — самый частый вариант токсикоза. Обезвоживание у ребенка может развиться в любом возрасте и при различных заболеваниях, однако чаще возникает и тяжелее протекает у младенцев, особенно раннего возраста.

Токсикоз — это вненозологическое общеклиническое понятие, которое включает ряд жизнеугрожающих состояний, нуждающихся в проведении неотложной помощи. От своевременных и правильных действий врача зависят течение заболевания и последующая жизнь ребенка. Учитывая, что подавляющее большинство (около 60 %) больных с токсикозом составляют дети первого года жизни, умение диагностировать токсикоз и назначать лечение является особенно важным. Врачи-педиатры и семейные врачи должны хорошо знать алгоритм оказания неотложной помощи при нейротоксикозе, токсикозе с эксикозом и инфекционно-токсическом шоке, гипертермии, судорожном синдроме и др.

По некоторым данным, больше половины всех случаев ТЭ приходится на первый год жизни. В первые часы заболевания тяжесть состояния зависит от наличия токсикоза и его выраженности, а не от нозологической формы болезни.

Цель исследования — Усовершенствовать знания и умения по вопросам диагностики и оказания неотложной помощи детям с синдромом токсикоза с эксикозом на догоспитальном этапе.

Задачи исследования: Научиться на основании жалоб, анамнеза заболевания, данных объективного обследования определить основные синдромы заболевания, установить предварительный диагноз, провести дифференциальную диагностику и оказать неотложную помощь при токсикозе с эксикозом и составить план профилактических мероприятий.

ГЛАВА 1. Общие понятия о токсикозе с эксикозом у детей раннего возраста

Читайте также:  Ванночки при цистите в чем польза и как правильно их делать Ванночки при цистите у детей

1.1 Что вызывает обезвоживание у ребенка?

Быстрому развитию обезвоживания у ребенка «особенно раннего возраста» способствуют особенности водно-солевого обмена растущего организма. У младенца по сравнению со взрослым более высокий процент воды в организме, однако при этом объём pO значительно меньше, поэтому потери её более ощутимы.

Обезвоживание у ребенка развивается при значительных потерях воды и электролитов, которые происходят в основном при рвоте и диарее. Однако оно может наступить и при возрастании «неощутимых» потерь (утрата влаги через дыхательные пути при выраженной одышке, через кожу при гипертермии и т.д.)

Чаще всего токсикоз с эксикозом развивается на фоне инфекционных заболеваний, в первую очередь кишечных инфекций, вызванных бактериями, вирусами, простейшими. Обезвоживание у детей может развиться при пневмонии (вследствие дыхательной недостаточности) и менингите (из-за неукротимой рвоты.Причиной обезвоживания у ребенка может быть также отравление, нарушение проходимости ЖКТ (в том числе врождённая аномалия, например врождённый пилоростеноз), тяжёлые обменные нарушения (адреногенитальный синдром, сахарный диабет), при избыточном назначении мочегонных препаратов, гипертонических р-ров и белковых препаратов (в виде инфузий), применении концентрированных детских смесей. (см. приложение 1).

Выход воды из сосудов приводит к раздражению барорецепторов и мобилизации pO из интерстиция, а затем и из клеток. Утрата жидкости повышает вязкость крови и снижает скорость кровотока. В этих условиях организм реагирует повышением тонуса симпатической нервной системы и выбросом гормонов: адреналина, норадреналина и ацетилхолина. Возникает спазм прекапиллярных артериол с одновременным артериовенозным шунтированием в тканях. Этот процесс носит компенсаторный характер и приводит к централизации кровообращения.

Централизация кровообращения, в свою очередь, направлена на поддержание адекватного кровоснабжения жизненно важных органов, прежде всего мозга и сердца. При этом страдают периферические органы и ткани. Так, кровоток в почках, надпочечниках, мышцах, органах брюшной полости, коже становится значительно ниже, чем необходимо для их нормального функционирования. Вследствие этого на периферии появляется и усиливается гипоксия, развивается ацидоз, повышается сосудистая проницаемость, нарушаются процессы детоксикации, нарастает энергетический дефицит. На фоне нарастающей гипоксии надпочечников повышается выброс катехоламинов, которые в норме приводят к спазму прекапиллярных артериол и централизации кровообращения, а в условиях ацидоза развивается парадоксальная реакция: артериолы расширяются (на смену спазму приходит парез прекапилляров при сохраняющемся спазме посткапилляров). Наступает децентрализация кровообращения и патологическое депонирование («секвестрация») крови. Значительная часть крови отделяется от основного кровотока, что приводит к резкому нарушению кровоснабжения жизненно важных органов. В этих условиях у

младенца нарастают явления ишемии миокарда и развивается сердечная недостаточность; в печени происходит нарушение всех видов обмена

(нарушены процессы гликолиза и гликогенеза, переаминирования и др.). В результате венозного застоя снижается объём лёгочной вентиляции, нарушаются процессы диффузии кислорода и углекислого газа; снижается почечная фильтрация. Все эти процессы могут приводить к гиповолемическому шоку (шоку вследствие потери pO). Для синдрома ТЭ характерна дисгидрия — внеклеточная дегидратация в сочетании с отёком клеток головного мозга.(см. приложение 2).

Различают 3 степени (по тяжести клинических проявлений) и 3 вида (по соотношению количества воды и солей в организме).

Степень тяжести обезвоживания у ребенка определяют по дефициту массы тела (в процентах от её первоначальной величины), развившемуся вследствие утраты жидкости

I (лёгкая, компенсированная) развивается при дефиците массы тела от 3 до 5%. Проявления обезвоживания у ребенка незначительны и обратимы. Гемодинамических нарушений нет или они также незначительны

II (субкомпенсированная) — дефицит массы тела составляет от 5 до 10%. Наблюдают умеренные проявления эксикоза. Нарушения гемодинамики компенсированы

III (декомпенсированная) — дефицит массы тела превышает 10%. При остро возникшей утрате воды и, как следствие, дефиците массы тела более 15% наступает летальный исход. При этой степени выражены клинические признаки и декомпенсации гемодинамики

Изотоническое обезвоживание у ребенка развивается при относительно равных потерях воды и электролитов. Концентрация натрия в плазме крови при этом виде находится в пределах нормы.

Гипотоническое возникает при утратах преимущественно электролитов. При этом виде дегидратации снижается осмолярность плазмы (Na+ ниже нормы) и происходит перемещение воды из сосудистого русла в клетки.

Гипертоническое характеризуется относительно большей потерей воды, превосходящей утрату электролитов. Общие потери, как правило, не превышают 10%, однако из-за повышения осмотической концентрации плазмы (Na выше нормы) клетки теряют воду и развивается внутриклеточная потеря воды.(см. приложение 3-4).

1.4 Симптомы обезвоживания у ребенка

Клинические симптомы обезвоживания у ребенка развиваются вследствие патологических утрат воды (рвота, понос, длительная гипертермия, полиурия, повышенная перспирация и т.д.) и характеризуется нарушениями со стороны нервной системы и клиническими признаками. На первый план выступают изменения со стороны нервной системы: младеней становится беспокойным, капризным, у него наблюдают повышенную возбудимость (I степень). Кроме того, отмечают жажду, иногда даже повышенный аппетит (малыш пытается компенсировать утрату жидкости). Клинические признаки обезвоживания у ребенка выражены умеренно: незначительное снижение тургора тканей, небольшая сухость кожи и слизистых оболочек, слегка запавший большой родничок, небольшая тахикардия, артериальное давление в пределах возрастной нормы. Наблюдают умеренное сгущение крови. При исследовании кислотно-основного состояния крови (КОС) выявляют компенсированный метаболический ацидоз (pH в физиологических пределах). (см. приложение 5).

Если продолжаются потери воды и электролитов с рвотой и/или диареей, а дефицит массы тела превышает 5% (II степень), беспокойство сменяется вялостью и заторможенностью, а клинические признаки обезвоживания у

ребенка становятся более выраженными. Он отказывается от питья, возникает сухость кожи и слизистых оболочек резко снижается тургор, заостряются черты, западает большой родничок, учащается пульс и увеличивается частота дыхания, артериальное давление в большинстве случаев снижено, сердечные тоны приглушены, развивается олигурия. Показатели гематокрита значительно превышают норму (на 10-20%), содержание эритроцитов и гемоглобина в периферической крови повышено не менее чем на 10%, развивается субкомпенсированный метаболический ацидоз (pH 7,34-7,25).

Наиболее тяжёлые клинические признаки обезвоживания у ребенка, а также неблагоприятный исход ТЭ наблюдают при III степени, когда дефицит воды превышает 10%. Продолжается угнетение центральной нервной системы в результате отёка и набухания клеток головного мозга: малыш безразличен к окружающему, адинамичен, возможно развитие судорог. Резко выражены симптомы обезвоживания у ребенка: кожа сухая, бледная с выраженным цианозом в результате венозного застоя; иногда выявляют склерему, резко снижен тургор тканей, кожная складка почти не расправляется; язык покрыт белым налётом и вязкой тягучей слизью, характерна глухость сердечных тонов, часто развивается брадикардия. В лёгких выслушивают влажные (застойные) хрипы, ритм дыхания нарушен (от тахипноэ до ритма Чейн-Стокса и Куссмауля). Перистальтика кишечника снижена, вплоть до пареза в результате тяжёлых электролитных нарушений, анурия, температура тела снижена, систолическое артериальное давление значительно ниже возрастной нормы. Прогностически неблагоприятные признаки: сухая роговица (отсутствует слеза и веки не смыкаются), мягкие глазные яблоки.

Показатели гематокрита и гемоглобина значительно отклонены от нормы. Наблюдают декомпенсированный метаболический ацидоз (pH 10

Ссылка на основную публикацию
ЭКГ АНАЛИЗ ИНТЕРВАЛА Q-TC С ПОЗИЦИЙ ФИЗИОЛОГИЧНОСТИ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ — Научное обозрение
Как читать ЭКГ? Как расшифровать электрокардиограмму самостоятельно? Что показывает ЭКГ Электрокардиограф (ЭКГ) - устройство, позволяющее оценить сердечную активность, а также...
Шишка на шее под кожей справа, слева или сзади у взрослых и детей
Что делать, если вскочила шишка под кожей на шее справа, слева или сзади Большинство людей считают появившуюся на шее шишку...
Шишки на кисти руки причины и лечение
Шишка на запястье Гигрома Липома Самое важное Видео по теме Появление шишки на запястье приносит не только косметический дискомфорт. Новообразование...
ЭКГ как определяется болезнь на ЭКГ, расшифровка результатов
ЭКГ - электрокардиограмма Электрокардиограмма (ЭКГ) Что такое ЭКГ? ЭКГ (электрокардиограмма) - это графическое отображение (на бумаге или мониторе) электрических потенциалов,...
Adblock detector