Функциональная дислалия формы, причины и коррекция

Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия – это расстройство звукопроизношения, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо расстройствами в согласовании речеслухового и речедвигательного анализаторов, либо нарушениями анатомического строения периферического речевого аппарата. Редко бывает, когда нарушено все сразу.

1. Слабость нейродинамических процессов:

в коре головного мозга протекают нейродинамические процессы: возбуждение, торможение, концентрация. Их полноценная деятельность необходима в образовании условно-рефлекторных связей. Слабость нейродинамических процессов влияет на ход речевого развития, замедляет его. Причина: соматическая ослабленность ребенка;

2. Расстройство взаимоотношения речеслухового и речедвигательного анализаторов. У детей здоровый артикуляционный аппарат, нет ни анатомических, ни функциональных расстройств.

Речеслуховой анализатор недоразвит. Поздно появляется чувство языковой нормы, из-за этого закрепляются недостатки произношения звуков, которые ребенок не замечает и самостоятельно не исправляет.

  • Неблагоприятное речевое окружение (воспитанием ребенка занимаются лица с недостатками произношения, данный недостаток превращается для ребенка в эталон нормы, ребенок овладевает речью с данным недостатком).
  • Неправильное речевое воспитание (члены семьи уподобляют свою речь детской речи (сюсюкают).
  • Двуязычие в семье.

3. Нарушения анатомического строения речевого аппарата (любые, даже незначительные нарушения языка, губ, зубов и т.д. искажают произношение звука.

Дислалия (функциональная) как клинический диагноз, ставиться с 5 лет, а механическая — в любом возрасте.

Функциональная дислалия наступает в результате соматической ослабленности, неправильного речевого воспитания и окружения; Не связана с органическим поражением центральной нервной системы.

У детей – дислаликов сохранен интеллект, слух, зрение.

Классификация – Б.М. Гриншпун. Основана на выделении первичного нарушения в структуре речевого дефекта.

I. Акустико-фонематическая дислалия – первичным является недоразвитие фонематического слуха. Артикуляцию звуков воспроизводит верно, но слабо различает звуки сходные по акустическим признакам:

Звонкость – глухость, Твердость – мягкость, Свистящие – шипящие, Соноры

Наблюдаются случаи, которые смешиваются не пара звуков, а вся фонематическая группа, имеющая данный акустический признак. Все шесть пар звонки и глухих: Зайка – сайка, Кости – гости, твердость – мягкость для всех звуков.

В силу этого такие дети в период школьного обучения испытывают серьезные трудности при освоении связи буквы и звука и орфографических правил. По структуре речевого дефекта у таких детей фонематическое недоразвитие речи.

II. Артикуляционно-фонематическая дислалия. Первичным звеном нарушения является недостаточная сформированность артикуляционной базы речи.

1. Из-за трудностей овладения сложными артикуляционными укладами ребенок заменяет звук на более простой по артикуляции. Ребенок часто замечает недостаток своей речи, особенно если этот недостаток моделируется взрослыми, этот недостаток создает благоприятное условие для самокоррекции.

При появлении звука, который раньше заменялся более простым по артикуляции начинается сбой артикуляционных программ, т.е. в речи эти звуки слабо дифференцируются: платье – патье, —

Свои речевые ошибки сам не замечает, но если данную ошибку воспроизводит взрослый, ребенок может ее исправить. Дети в этом случае способны к самокоррекции речи.

По структуре речевого дефекта – ффнр (фонетико-фонематическое недоразвитие речи).

Логопедическая помощь должна оказываться таким детям, сразу после 5лет (не раньше), в противном случае возможна дисграфия, дислексия при обучении в школе.

III. Артикуляторно-фонетическая дислалия. Дефект речи выражается в искажении звуков, т.е. звук есть, но его звучание ненормированное. Может быть в результате подражания неправильно говорящим из близкого окружения; из-за временных диспропорций в росте частей артикуляционного аппарата; по структуре речевого дефекта это фонетическое недоразвитие речи. Дети свои недостатки не замечают, часто их не замечают и члены семьи, в силу этого самокоррекции не происходит. Логопедическую работу можно начинать раньше 5 лет.

Механическая дислалия — органическая (механическая) дислалия. Наступает в результате анатомических дефектов в строении губ, языка и т.д.

Губы могут быть: -Чрезмерно толстыми, Расщепленные, -Рубец на губе (послеоперационный), утолщение, -Укороченная верхняя губа — все это приводит к неотчетливому произношению гласных звуков. Гласные звуки являются основными для разборчивости речи.

Могут затрудняться произношение губно-губных звуков — — становится невозможным плотное смыкание губ. Изменяется качество произношения шипящих звуков.

Зубы – полное отсутствие зубов

— Диастемы (большие расстояния между зубами)

— Излишне крупные зубы

— Может быть передне открытый или открытый боковой прикус

Челюсти – прогения (нижняя челюсть выступает вперед).

-прогнатия (вперед выступает верхняя челюсть)

— это вызывает недостатки шипящих и свистящих звуков.

Твердое небо – в норме твердое небо в виде полусферы.

Недостатки: 1. высокое (готическое) небо (очень распространенный сегодня недостаток) — может из-за твердых сосок (1вар), из-за питания, экологии (2вариант) – отражается на формировании звука .

2. может быть плоское, низкое небо – гласные звуки теряют полётность, становятся «плоскими».

  • Укороченная подъязычная уздечка (уздечка находится ближе к кончику языка и тогда подъем языка становиться болезненным) Устранение недостатка: растягивание (щадящий путь), подсечка (мини хирургическая операция в стом. хирургии.
  • Язык может быть укороченный, толстый, без выраженного кончика языка.
  • Может быть длинный, узкий язык.
  • Может быть большой, заполняющий всю полость рта -движения неотчетливые, неуклюжие это приводит к неотчетливости артикуляции.
Читайте также:  Методы лечения и наблюдения панкреатита у собак PRO PLAN® — Клуб ветеринарных врачей

Логопед должен направлять пациента к специалистам, чтобы определить возможность устранить дефект и выполнить коррекцию в строении органов артикуляции.

При невозможности устранения дефекта подбирается звук-алофон, т.е. дефектный звук, но наиболее близкий к норме.

Ведущие недостатки механической дислалии – это отсутствие звука, искажение и замена.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия. Причины возникновения. Основные формы.

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата (т. е. нет нарушений функционирования центральной нервной системы). Проявляется дислалия в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном произнесении (например, горловое «французское» «р»), заменах одних звуков другими (лыба вместо рыба), смешении звуков и их пропусках («ыба» вместо рыба).

Существует 2 формы дислалии:
при отклонениях в строении речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.
в тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии.

Причины возникновения и показатели функциональной дислалии:
— несформированность фонематического слуха , ребенок неправильно опознает звуки, входящие в состав слова. Это приводит к неправильному восприятию слов (гора — «кора», жук — «щук», рыба — «лыба»). Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему. В данном случае нет нарушений слуха, ребенок не различает близкие по звучанию звуки, путает их.
при выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков, т. е. происходит замена одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.
Также могут наблюдаться нарушения звукопроизношения при которых усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при планировании речи, при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно).
Например, ребенок путает звуки с — ш, з — ж (крыса — «крыша»),
неправильно сформировавшиеся артикуляционные позиции. Наблюдается искаженное произнесение звуков.
Чаще всего произносимый звук по акустическим признакам близок к правильному, и слушающий соотносит этот вариант произнесения с определенным звуком.

Обычно нарушаются следующие группы звуков:

свистящие — С, СЬ, З, ЗЬ
шипящие — Ш, Ж
аффрикаты — Ц, Ч, Щ
сонорные — Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные — К, КЬ, Г, ГЬ, Х, Х
мягкие согласные

Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения речевого аппарата.

Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные аномалиями зубо-челюстной системы :
— непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса):
прогнатия, т. е. выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития по сравнению с нижней;
прогения, т. е. выступание нижней челюсти по сравнению с верхней;

открытый прикус , т. е. между зубами верхней и нижней челюстей при их смыкании остается промежуток;
боковой открытый прикус (левосторонний, правосторонний или двусторонний).
— неправильное строение зубов , например, при больших щелях между зубами язык в момент речи может просовываться в них, искажая звукопроизношение.
— неправильное строение нёба. Узкое, высокое, низкое, плоское нёбо препятствует правильной артикуляции многих звуков.
— толстые губы , часто с отвислой нижней губой или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют четкое произношение губных и губнозубных звуков.
— часто причиной механической дислалии является укороченная уздечка языка (подъязычная связка).
— механическая дислалия может быть вызвана и тем, что язык или слишком большой или слишком маленький.

Эти аномалии возникают из-за дефектов развития или являются приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Дислалия патогенез

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Академия психологии и педагогики

Кафедра коррекционной педагогики

по дисциплине «Логопедия. Дислалия»

«Функциональная дислалия»

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования

Профиль подготовки «Логопедия»

Студентка 1 курса, очной формы обучения

Чертовикова Элеонора Вячеславовна

Доцент кафедры образования

и педагогических наук

Рыжова Ольга Семёновна

Содержание

Функциональная дислалия ………………………………………………… 3

Причины функциональной дислалии …………………………………….. 3

Коррекция функциональной дислалии ……………………………………. 7

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия – дефекты звукопроизношения, обусловленные
нарушением функционирования корковых отделов речедвигательного или
речеслухового анализатора либо неправильным воспитанием речи.
Проявляется моторной (искажение) или сенсорной (смешение, замены)
неточностью произношения фонем. Форма дислалии и ее вид
устанавливается в ходе логопедического обследования. Первостепенное
внимание уделяется оценке сформированности речевого праксиса и
фонематических процессов. Коррекция недостатков речи функционального
характера направлена на формирование артикуляционных укладов и
фонетико-фонематических процессов, создание благоприятного речевого
окружения.
Общие сведения
Как отдельная речевая патология, функциональное косноязычие впервые
было выделено профессором-фониатром М. Симаном в 1955 году. В
логопедии функциональные расстройства звукопроизношения
противопоставлены механической дислалии, вызванной органическими
нарушениями строения периферических органов речи, и дизартрии,
связанной с нарушениями их иннервации. При функциональной
форме дислалии анатомические дефекты и иннервационная недостаточность
отсутствуют, неточность произношения фонем связана с незавершенным
созреванием центрального речевого аппарата либо с пробелами воспитания.
Своевременно нескорректированные дефекты артикуляции и
фонематического слуха в последующем служат базой для формирования
нарушений письма и чтения.

Читайте также:  Бронхоспазм у детей причины, симптомы и лечение

Причины функциональной дислалии
У детей с рассматриваемой речевой проблемой строение периферического
речевого аппарата в норме, иннервация артикуляционных мышц не нарушена,
физический слух сохранен. Выявляемые произносительные дефекты
обусловлены нарушением протекания нейродинамических процессов в коре
головного мозга. Функциональная дислалия может быть вызвана как
биологическими, так и социальными (педагогическими) факторами:

Биологические предпосылки . Включают задержку психоречевого
развития, соматическую ослабленность ребенка вследствие частых
инфекционных заболеваний, хронических патологий, гиповитаминозов
, расстройств питания (дистрофий). Нарушение общего физического
развития предопределяет нейродинамический дефицит, который
выражается в ослаблении тонких дифференцировок в речеслуховом или
речедвигательном анализаторе. Артикуляционные движения неточны,
речевые кинестезии нечеткие, фонематический слух недоразвит.

Социальные предпосылки . К ним относятся случаи неправильного
воспитания речи детей: подражание родителей лепетному
произношению дошкольника, усвоение ребенком дефектных образцов
речи взрослых (картавости, смазанности звучания, диалектных черт).
На становлении детской речи отрицательно сказывается нахождение в
двуязычной среде – в этом случае особенности звукопроизношения,

нормативные для одного языка, могут переноситься в другой, где не
являются нормой. Наконец, причиной дислалии может выступать
позднее обращение к логопеду или педагогическая запущенность, когда
взрослые не обращают внимания на дефектное произношение и не
участвуют в развитии речи ребенка.

Патогенез
Механизм возникновения функциональной дислалии связан с
несбалансированностью и слабостью динамики нервных процессов в
головном мозге. Корковые отделы речеслуховой и речедвигательной систем
без патологии, но равновесие возбуждения и торможения в них нарушено,
раскоординировано. Характер ведущего дефекта определяется локализацией
нарушений корковой нейродинамики. Если данное явление затрагивает центр
моторной реализации речи (зону Брока), возникает преимущественно
моторная недостаточность: первично страдает воспроизведение фонем,
вторично – речевой слух. При локализации нейродинамических нарушений в
сенсорной речевой зоне (центре Вернике) первичным дефектом являются
недостатки звуковосприятия и звукоразличения; на этом фоне в
экспрессивной речи возникают смешения и замены фонем.

Классификация
На основании патогенетического подхода, учитывающего преобладание
речеслуховой или речедвигательной недостаточности, выделяют три формы
функциональной дислалии: моторную, сенсорную и смешанную. Данная
классификация рассматривает психофизиологические механизмы речи,
которые нарушены у ребенка и требуют логопедической коррекции в первую
очередь:

Моторная дислалия . Обусловлена недостаточной готовностью
органов артикуляции выполнять сложные речедвигательные акты:
удерживать язык и губы в нужной позиции, переключаться с одной
артикулемы на другую. В результате моторной неловкости и
недифференцированности движений органов речи вместо правильного
звукопроизношения закрепляется дефектное.

Сенсорная дислалия . Вызвана недоразвитием речевого слуха,
ведущим к затруднению узнавания и различения оппозиционных
звуков. При данной форме косноязычия не сформирована
фонематическая система языка.

Сенсомоторная (смешанная) дислалия . Моторные и сенсорные акты
тесно взаимосвязаны между собой, поэтому в основе дефектного
произношения могут лежать сочетанные нарушения. Так, при
сенсорной недостаточности страдает формирование звуковых
кинестезий, а неточность произношения, в свою очередь, отрицательно
сказывается на выработке слуховых дифференцировок.

Кроме характера функциональных сдвигов в центральном звене
речеобразования, при классификации учитывают ведущий дефект –
фонетический или фонематический. В соответствии с этим критерием
дислалия делится на несколько видов:

Акустико-фонематическая . В ее основе – неумение ребенка различать
на слух акустически близкие фонемы. Дефекты звукопроизношения
представлены либо отсутствием звуков, либо их смешением или
заменами. Все звуки произносятся нормативно, не искажаются.

Артикуляторно-фонематическая . Нормативная артикуляционная база
не сформирована, поэтому вместо правильных ребенок использует
артикуляторно более простые или близкие звуки. На основе схожести
фонем по месту или способу образования возникают их замены либо
смешения.

Артикуляторно-фонетическая . Нарушения затрагивают
фонетический уровень речи при полной сохранности фонематических
процессов. Проявляется звуковыми искажениями – использованием в
речи неправильных вариантов того или иного звука. Полное отсутствие
звука встречается редко.

Симптомы функциональной дислалии
Различные формы косноязычия имеют общие проявления, вместе с тем,
каждая из них характеризуется своим особым набором признаков.
Несформированность речевых умений выражается в замене звуков сходными
по артикуляции или акустическим свойствам, смешении (нестойком
употреблении), искажении (ненормативном произношении) или отсутствии.
Страдают только согласные, произношение и различение гласных остается
правильным. Нарушение может затрагивать отдельные звуки внутри одной
фонетической группы или различные группы звуков (сонорные, свистящие и
шипящие). Мягкие и твердые звуки нарушаются в равной мере.
При акустико-фонематическом варианте звуки опознаются неверно, что
сопровождается неправильным восприятием слова (вместо «бочка» –
«почка», вместо «гора» – «кора»). Ребенок смешивает и заменяет фонемы,
сходные по акустическим признакам (звонкие и глухие, твердые и мягкие,
соноры (р-л), шипящие и свистящие). Редко наблюдается полное отсутствие
той или иной фонемы по причине того, что ребенок не выделяет ее на слух ни
в речи окружающих, ни в своей речи.
Артикуляторно-фонематическая форма дислалии может протекать двояко.
В первом случае из-за несформированности артикуляторных укладов ребенок
использует звуки, более простые по артикуляции. При другом варианте,
несмотря на усвоение всех артикуляторных позиций, ребенок путает
положение языка и губ, произнося слова то правильно, то неверно. Замены и
смешения касаются звуков, близких по способу или месту образования:
шипящих и свистящих (крыша» — «крыса»), смычно-взрывных передне- и
заднеязычных («Толя» — «Коля»), твердых и мягких пар звуков («мал» —
«мял»), соноров («рука» — «лука»), аффрикат («цапля» — «чапля»).
Произносительные дефекты при артикуляторно-фонетической форме
представлены различными видами ротацизма, сигматизма, ламбдацизма,
неточностью произношения небных звуков (каппацизмом, гаммацизмом,
хитизмом, йотацизмом). Неправильный вариант звука (аллофон) близок по
звучанию к нормированному, поэтому без труда распознается окружающими
(например, картавое «р»). Искаженная артикуляция прочно закрепляется в

Читайте также:  Иммунал - инструкция по применению, описание, отзывы пациентов и врачей, аналоги

фонетической памяти ребенка и самостоятельно не исчезает, однако никак не
влияет на письмо.

Осложнения
Дефектное произношение, прежде всего, отражается на коммуникативной
функции: сверстники с трудом понимают речь ребенка-дислалика,
высмеивают и передразнивают его. Это может самым негативным образом
отразиться на психическом здоровье, став причиной замкнутости,
невротических расстройств, девиантного поведения у детей. Функциональная
дислалия, а именно ее акустико-фонематическая и артикуляторно-
фонематическая формы, вызывает затруднения звукового анализа и синтеза,
что в школьные годы проявляется ошибками на письме (дисграфией) и при
чтении (дислексией). Ребенок допускает ошибки как при письме под
диктовку, так и при написании творческих работ – сочинения, изложения.
Следствием этого служит неуспеваемость по гуманитарным предметам, что
еще больше усугубляет социальную отверженность и уход в себя.

Диагностика
Определение формы дислалии (механической, функциональной) и вида
последней проводится в рамках консультации логопеда. Полученные в ходе
логопедической диагностики данные имеют ключевое значение для
планирования тактики коррекционно-педагогического воздействия. Во время
диагностики используется материал и задания, соответствующие возрасту
обследуемого.

Сбор анамнеза . Осуществляется в ходе беседы со взрослыми —
родителями или другими представителями ребенка. Основные
интересующие вопросы касаются течения антенатального периода,
доречевого и речевого развития ребенка, перенесенных в раннем
детстве заболеваний, наличия в семье дефектов произношения и
двуязычия. Логопед может попросить предоставить заключения
невролога, отоларинголога, педиатра о состоянии здоровья ребенка.

Оценка речевой моторики . Для обследования артикуляторного
праксиса ребенка просят выполнить ряд специальных упражнений:
открыть и закрыть рот, вытянуть в трубочку и растянуть в улыбке губы,
высунуть широкий и узкий язык и др. При этом оценивается объем,
точность, активность, темп выполнения движений, мышечный тонус.

Обследование звукопроизношения . Ребенку предлагают назвать
изображенные на картинках предметы. Дидактический материал
подбирается таким образом, чтобы предъявляемый звук находится в
различных позициях: в начале, середине и на конце слов. При этом
выявляется характер дефектного звукопроизношения: замена, пропуск,
смешение, искажение звуков.

Проверка фонематического слуха . На данном этапе особое внимание
уделяется проверке дифференциации фонем, сходных по звучанию или
артикуляции. Ребенка просят повторять за логопедом слоги (са-ша, да-
та), предъявляют картинки с изображением предметов, обозначаемых
словами с оппозиционными согласными.

Практическую сложность может представлять дифференциальная
диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии – при последней
также имеет место нечеткость и смазанность артикуляции, однако также
будет отмечаться паретичность или дистония мышц, нарушения речевого
дыхания и просодики. Внутри функционального косноязычия наибольшую
трудность представляет разграничение артикуляторно-фонематической и
акустико-фонематической формы дислалии.

Коррекция функциональной дислалии
При выборе приоритетного направления ориентируются на структуру
речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии главным
вектором будет являться развитие фонематики, при артикуляторно-
фонетической дислалии – речевой моторики, при артикуляторно-
фонематической – обоих процессов в равной степени:

Развитие артикуляционного праксиса . Достигается путем
тренировки мышц, участвующих в произношении «трудных звуков», и
уточнения артикуляционных поз. С этой целью рекомендуется к
выполнению специальный комплекс артикуляционной гимнастики,
упражнения на выработку направленной воздушной струи,
логопедический массаж. Только после этого переходят к
звукопостановке, закреплению и дифференциации вызванных звуков.

Развитие фонематических процессов . Ведется параллельно с работой
над артикуляцией. Включает формирование слухового внимания,
памяти, различения фонем. Ребенку объясняют отличия в
артикуляционном укладе и характеристиках смешиваемых фонем.
Используются игры на звукоподражание, узнавание неречевых звуков,
упражнения на звуковой анализ и синтез.

Кроме тренировки навыков во время логопедических занятий, необходима их
многократная отработка в группе детского сада и дома (повторение
упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, выполнение
домашних заданий в рабочей тетради, заучивание чистоговорок и стихов).
Только после закрепления сформированных речевых умений в ситуациях
свободного общения логопедическая работа может считаться законченной.

7

«,»canDownload»:null,»canEdit»:null,»canDelete»:null,»canReport»:null,»canReview»:null,»averageShapeVotes»:null,»averageStatsVotes»:null,»reviewsCount»:0,»averageVotes»:»0.0″,»userVote»:null,»previewLimit»:1,»advEnabled»:true,»totalVotes»:null,»title»:»u0424u0443u043du043au0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu043du0430u044f u0434u0438u0441u043bu0430u043bu0438u044f, u0420u0435u0444u0435u0440u0430u0442u044b u0438u0437 u041bu043eu0433u043eu043fu0435u0434u0438u044f»,»isPremiumEnabled»:true,»hasQuizcardSet»:null,»alreadyDownloaded»:null,»isStripTagEnabled»:false,»reviews»:null,»widgetQuizQuestion»:null,»userReview»:null>» data-translations=»[]» data-navigation=»[]» data-locale=»ru» data-router=»true» data-rootUrl=»/ru/funkcionalnaya-dislaliya/5152710/» >

Ссылка на основную публикацию
ФТОРОТАН — Большая Медицинская Энциклопедия
ФТОРОТАН ФТОРОТАН (Phthorothanum; син.: Fluothane, Ftorotan, Halothane, Наlothanum, Narcotan и др.; ГФХ сп. Б) — средство для ингаляционного наркоза. 1,1,1-Трифтор-2-хлор-2-бромэтан;...
Фосфалюгель инструкция по применению показания, противопоказания, побочное действие – описание Phosp
Фосфалюгель: инструкция по применению для детей Для лечения гастритов, рефлюкса, язвенной болезни и других патологических процессов, протекающих в желудочно-кишечном тракте,...
Фосфалюгель инструкция по применению, цена и отзывы
От чего помогает Фосфалюгель? Фосфалюгель - важный препарат для лечения язвенной болезни и гастрита. Благодаря снижению кислотности желудочного сока и...
Фторхинолоны Препараты группы фторхинолонов
Антибиотики фторхинолонового ряда названия 12 мая 2016г. Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) выступило с...
Adblock detector