Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей — что это такое, обследование

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка: причины и коррекция

Если логопед поставил вашему ребенку диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), не отчаивайтесь, это нестрашно и поправимо. Стоит только приложить усилия по постановке и автоматизации искаженных звуков, развитию фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза. Что такое ФФНР, почему оно возникает, и как исправить это отставание в речевом развитии? Поговорим об этом подробнее.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребенок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.

Причины ФФНР

Причиной появления ФФНР является повреждение участков мозга, которые отвечают за восприятие звуков и четкую работу речевого аппарата. Существуют «врожденные» причины, к числу которых относятся: патология беременности, аномальное развитие плода, тяжелые токсикозы, отравление плода, инфекционные заболевания матери во время беременности (особенно в первые 4 месяца, когда у ребенка формируется речевая система), несовместимость матери и ребенка по резус-фактору, родовые травмы.

И приобретенные: вирусные болезни ребенка в первый год жизни, наследственность, травмы головного мозга ребенка, психотравмирующие ситуации после рождения, неблагоприятная окружающая среда и другие.

К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребенок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплен и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более легкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение четкой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.

ФФНР бывает первичное и вторичное.

Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, том вместо дом, галька вместо галка.

Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребенок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребенка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребенок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трех букв, назвать первый или последний звук в слове.

Выделяется несколько степеней ФФНР:

Легкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.

Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляции близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук. Например: мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.

Тяжелая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл выска­зывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребенка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.

Коррекция ФФНР

Если ребенку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи.

После обследования ребенка необходимо:

сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные зву­ки раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза ( ы , твердые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);

выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);

вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции;

вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.

После этого необходимо вести комплексную системную работу по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, целенаправленному обучению языковому анализу слов, разбивая их на слоги, звуки, определяя место звука в слове. Очень важно привлекать внимание ребенка к положению органов артикуляции при произнесении того или иного звука, к частям слова их изменению при сочетании с другими словами в предложении.

Для развития фонематического слуха у детей с ФФНР хороши такие игры, как «Поймай звук». Взрослый произносит слова разной звуковой наполняемости, ребенок должен хлопнуть, если услышит заданный звук [р], [ш] или любой другой, придуманный вами. Навык языкового анализа прививается детям через такие игры, как «Придумай слово» при этом взрослый, кидая мяч, просит придумать слово на букву или даже на слог, постепенно усложняя задание и выбирая сложные слоги со стечением согласны: бра, нра, взро и т.д.

Также используются следующие задания: выделения первого (второго) гласного из слов, называние третьего (четвертого) звука в слове и т.п. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности, они учатся выделять последний соглас­ный из конца слова (кот, мак). Затем приступают к выделению начальных соглас­ных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). После указанных упражнений дети легко овладевают анализом и синтезом прямого слога типа са.

Далее основной единицей изучения становится не отдель­ный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обо­значаются слова, короткими – слоги. Составляются из по­лосок схемы одно-, дву- и трехсложных слов. Проводятся разнообразные упражне­ния для закрепления навыка деления слов на слоги. Затем дети овладевают полным звукослоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двухсложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы, в ко­торых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Дальнейшее усложнение материала предусматривает ана­лиз слов со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых трехсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков (лук -сук, мак -рак). Большое внимание уделяется всевозможным преобразо­ваниям слов, например: каша-кашка-кошка-мошка. При этом проговаривается, что изменения только од­ного звука в слове достаточно для образования нового слова.

Читайте также:  Горячая ванна при беременности 1

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и про­стые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению про­граммы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание соб­ственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его эле­менты, учатся распределять внимание между различ­ными звуковыми элементами, удерживать в памяти поря­док звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

ФФНР в современной логопедии: что это за диагноз?

Обычно к 4 годам ребенок в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова и большинство звуков произносить правильно. Если же этого не происходит, у ребенка могут диагностировать ФФНР. Что это такое? В логопедии за этой аббревиатурой скрывается комплекс симптомов, вызванных различными нарушениями в восприятии и воспроизведении звуков (фонем) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При этом зачастую подобное отклонение не является показателем заболеваний зрения, слуха или отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка. Проще говоря, по каким-то причинам мозг ребенка искаженно воспринимает звуковой сигнал и, соответственно, неправильно затем его воспроизводит.

Как это выглядит?

Итак, ФФНР в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения. Что при этом происходит с речью ребенка? В разных случаях возможны различные дефекты.

  • При произношении звуки искажаются (например, вместо «ш» – звук, средний между «в» и «ф»).
  • Происходит подмена звуков на более легковоспроизводимые для ребенка (к примеру, вместо всех свистящих он произносит звук «т» или «п», вместо шипящих – «с»).
  • Часто нет различия между твердыми и мягкими звуками (говорит «сь» вместо «с», «тя» вместо «та», и т. д.), ребенок «сюсюкает».
  • Не различаются на слух и при произношении звонкие и глухие звуки («том» вместо «дом», «папка» вместо «бабка»).
  • Ребенок путает сонорные звуки – «л», «м», «н», «р». Причем в речи такие дети порой заменяют не только «р» на «л» (рак-лак), но и наоборот («мороко», рапти»).
  • То же самое может происходить со свистящими и шипящими.
  • Иногда у детей при ФФНР может наблюдаться вариативное произношение звуков (в одних случаях звук или слог произносятся правильно, в других – искаженно или исчезает вовсе).

В речи таких детей могут смешиваться соседние звуки, размываться слоги, иногда нарушается грамматический строй предложений (путаются времена, числа, окончания).

В запущенных случаях речь ребенка с ФФНР понять довольно сложно, она становится «тягучей», неразборчивой, несвязной, иногда нелогичной. Понятно, что с письмом, правописанием, а значит, и с успеваемостью у такого школьника непременно возникнут проблемы. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Выраженность проблемы и причины возникновения

Понятно, что чем выше степень выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, тем большее число вышеизложенных характеристик ФФНР будут его сопровождать.

  • При легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи в целом остаются в норме.
  • При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи малыш может их произносить достаточно правильно.
  • При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. То есть, если произнести ему по звукам, к примеру, слово «м-а-ш-и-н-а», он не поймет, что это машина, а если попросить его самого назвать эти звуки по порядку, он не сможет этого сделать.

Как следствие, таким деткам сложно произносить слова из нескольких слогов либо с двумя или более согласными подряд (трамвай, стружка, портрет, водопровод). При произнесении таких слов дети пропускают либо заменяют звуки или даже слоги, переставляют их местами, разбавляют другими звуками и т. д.

Кроме того, у ребенка с ФФНР отмечаются другие особенности умственной деятельности:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
  • сложности с абстрактным мышлением;
  • замедленная мыслительная деятельность.

Зачастую существует прямая зависимость между числом дефектного воспроизведения звуков и общим уровнем фонематического развития: чем больше звуков ребенок не может правильно произносить, тем хуже обстоит дело с их восприятием, выделением в речи… Однако порой случается обратное: ребенок не выговаривает всего два-три звука, а фонематическое недоразвитие у него выявляется достаточно глубокое. В большинстве случаев это является результатом неправильной работы логопеда по коррекции звуковоспроизведения. Проблема лишь маскируется, что затрудняет ее правильное выявление для последующей коррекции.

Читайте также:  Как очистить кишечник кефиром – пошаговые рецепты, отзывы

Что касается причин, приводящих к фонетико-фонематическому недоразвитию, то среди основных специалисты обычно выделяют:

  • проблемно протекающую беременность;
  • осложнения при родах, родовые травмы;
  • психологические проблемы ребенка (например, сильный испуг, одиночество);
  • неблагоприятную среду проживания (пьющие родители, частые скандалы в семье);
  • частые стрессы (из-за конфликтов со сверстниками, воспитателями, нервной обстановки в семье);
  • недостаточное время, которое родители уделяют развитию речи, памяти, мышления ребенка.

Если вы замечаете за своим ребенком описанные нарушения в произношении, восприятии или фонетическом анализе, не ждите, пока до него дойдет очередь логопеда в детском саду и он поставит вам диагноз ФФНР. В дошкольном учреждении попросту может не быть хорошего логопеда. Обратитесь к специалистам сами – помогите ребенку преодолеть дефекты до того, как у него начнутся проблемы с обучением или комплексы неполноценности.

К кому обратиться?

Для того чтобы правильно поставить диагноз и выявить степень выраженности проблемы, необходимо обследование у следующих специалистов:

  • отоларинголог (подтвердит отсутствие проблем со слухом);
  • невролог (укажет на наличие либо отсутствие неврологических проблем, способствующих торможению речевого развития);
  • педиатр (даст общее заключение о состоянии здоровья ребенка).

Логопед изучит особенности протекания беременности, родов, раннего развития ребенка, обследует артикуляционный аппарат на предмет соответствия развития губ, языка, зубов и т. д. Оценит состояние голосовой, дыхательной деятельности. Изучит количество, степень и характер речевых нарушений (замена, отсутствие звука, искажение), проверит навыки звукового анализа и синтеза (способность к пониманию, выделению и воспроизведению слов, слогов, звуков). Оценит грамматическое построение речи (ошибки в согласовании и управлении), обратит внимание на наличие специфических ошибок в письменной речи ребенка, определит уровень чтения и способность к пониманию и передаче прочитанного. После комплексного анализа всех этих факторов и выводится диагноз – ФФНР.

Как это лечится?

ФФНР относится к числу заболеваний, требующих серьезного комплексного лечения, притом довольно длительного (не менее 6-10 месяцев, иногда больше, в зависимости от степени выраженности проблемы).

Такие дети должны заниматься в специальных коррекционных логопедических группах в детских садах (начиная с 5 лет) либо посещать занятия школьного логопеда, если проблема не была устранена до поступления в школу.

При этом логопед будет заниматься с ребенком:

  • коррекцией произношения, артикуляции;
  • развитием фонематического восприятия и анализа;
  • подготовкой к обучению грамоте либо коррекцией обнаруженных нарушений письма, если ребенок – школьник;
  • развитием у него навыков словообразования, словоизменения;
  • обогащением словарного запаса ребенка;
  • развитием правильной, связной, логической речи;
  • работой с простыми и сложными предложениями.

При этом могут быть использованы не только наглядные материалы, соответствующие возрасту ребенка, но и – при необходимости – специальная артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Такая работа может проводиться как в группах, так и индивидуально.

Детям с подобными нарушениями обязательно нужна помощь квалифицированного детского психолога, который поможет развить память и мышление, общую и мелкую моторику, слуховую память и слуховое внимание, а также – снизить уровень тревожности, повысить концентрацию внимания, преодолеть комплексы, фобии, психологические препятствия в общении с окружающими.

Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению.

К сожалению, в детских садах небольших городов довольно сложно найти коррекционные группы или даже просто грамотных логопедов для индивидуальных занятий. Здесь вариантом решения проблемы будет поиск дошкольного заведения, специализирующегося на таких вопросах.

Поэтому лучше заранее сделать все возможное, чтобы не допустить появления ФФНР у малыша:

  • принимать меры по предотвращению перинатальных патологий;
  • уделять как можно больше времени развитию речи у малыша;
  • обеспечить комфортный микроклимат в семье, достаток любви, внимания, заботы;
  • вовремя решать возникающие психологические проблемы (страхи, кошмары, стрессы, депрессии).

Логопедические диагнозы в основной массе не приговор, а лишь повод уделить самое пристальное внимание развитию речи, постановке звуков, артикуляции, правильности, последовательности изложения, развитию памяти, внимания, концентрации, образного мышления. Компетентность доктора, помноженная на терпение родителей, – залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до некритичного уровня, когда у ребенка не будет возникать проблем ни с общением, ни с обучением.

Дети с общим недоразвитием речи 04.02.2019

Дети с общим недоразвитием речи

В наше время растет число детей с ограниченными возможностями. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи.

Каковы же причины речевых нарушений?

Можно выделить орга­нические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологичес­кие и психоневрологические причины.

К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения.

К функциональным нарушениям можно отнести нарушения соотношения процессов возбуждения и тор­можения в центральной нервной системе.

К психоневрологическим причинам относится умственняя отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.

Социально–психологические причины – это различные неблагоприятные влияния окружающей среды.

Выделяют три критических периода в развитии ре­чевой функции.

Первый (1—2 года жизни), когда формируются пред­посылки речи и начинается речевое развитие. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное раз­витие корковых речевых зон.

Второй (3 года), когда интенсивно развивается связ­ная речь и происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произволь­ности и т. д.). Возникающая некоторая рассогласо­ванность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения, наблюдаются упрямство, негативизм и т. д. Третий (6—7 лет) — начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную си­стему ребенка. При предъявлении повышенных тре­бований могут происходить «срывы» нервной деятель­ности с возникновением заикания.

Общее недоразвитие речи — различные сложные рече­вые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуко­вой и смысловой стороне.

В качестве общих признаков отмечаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигатель­ного задания, нарушают последовательность элементов действия. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, не­доразвитие мелкойи общей моторики.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпе­чаток на формирование у детей интеллектуаль­ной и волевой сферы. Отмечается недостаточ­ная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Страдает продуктивность запоминания. Они забывают слож­ные инструкции и последовательность заданий.

Читайте также:  12 лучших пробиотиков - Рейтинг 2020

У наиболее слабых детей низкая активность припомина­ния может сочетаться с ограниченными возможностями раз­вития познавательной деятельности.

Выявляются специфические осо­бенности мышления. Дети отстают в развитии словесно- логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до разверну­той, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

В зависимости от степени сформиро­ванности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Первый уровень речевого развития характеризуется крайне ограниченными речевыми средствами общения. Ак­тивный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.

Переход ко второму уровню речевого развития харак­теризуется возросшей речевой активностью ребенка. Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложе­ниями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется не­знание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исход­ной форме («книга идит то» — книга лежит на столе); воз­можна и замена предлога («гиб лятет на далевим» — гриб растет под деревом).

Третий уровень речевого развития характеризуется на­личием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произне­сение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффри­каты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка).

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырех- сложные слова, дети искажают их в своей речи (Дети слепили снеговика. — «Дети сипи ли новика»).

В ак­тивном словаре преобладают существительные и глаголы. В свободных высказываниях преобладают простые рас­пространенные предложения, почти не употребляются слож­ные конструкции.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста прояв­ляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении письмом, чтением и учеб­ным материалом.

Многолетнее изучение речи 6-7-летних дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней и может быть определена как четвертый уровень речевого развития (Т. Б. Филичева) — нерезко выраженное недоразвитие речи.

У этих детей обнаруживаются незначительные наруше­ния всех компонентов языка. Чаще они проявляются в про­цессе детального обследования при выполнении специаль­но подобранных заданий.

Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благо­получное впечатление, у них нет ярких нарушений звуко- произношения. Как правило, имеет место лишь недостаточ­ная дифференциация звуков («р-ръ-л-лъ-иот», «щ-ч-ш, «ть-ц-с-съ» и др.). Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что, понимая значение сло­ва, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ.

Незаконченность формиро­вания звукослоговой структуры, смешение звуков характе­ризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным по­казателем еще не закончившегося процесса фонемообразования.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического ха­рактера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой стороны речи.

Стойкими остаются ошибки при употреблении: существительных с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами, прилагательных, образованных от существительных.

Следующей отличительной особенностью детей четвер­того уровня является своеобразие их связной речи:

  • в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застре­вание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

Дети третьего уровня речевого развития в настоя­щее время составляют основной контингент специальных дошкольных и школьных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую груп­пу детского сада, с 6—7 лет поступают в подготовитель­ный или I класс школы для детей с тяжелыми нарушения­ми речи.

Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней границе третьего уровня, при условии достаточной школь­ной подготовки обучаются в общеобразовательной школе с обязательным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте.

Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонемати­ческого восприятия);
  • подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
  • дальнейшее развитие связной речи.

Формирование речевой практики как основы усвоения элементарных закономерностей языка осуществляется на базе развивающегося фонематического восприятия, пра­вильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выде­лять и обобщать значимые части слова; на основе наблюде­ний над связью слов в предложении.

Путем планомерного накопления наблюдений над смыс­ловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутье языка и происхо­дит овладение речевыми средствами, на основе которых воз­можен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Одновременно дети подготавливаются к успешному ус­воению учебных предметов.

Дети с четвертым уровнем речевого развития владеют развернутой фразовой речью, достаточно коммуникабельны, охотно отвечают на вопросы, сами задают их окружающим.

Процесс усвоения языковых средств в условиях специаль­ного обучения ориентирован на два аспекта: опора на осмыс­ление и тренировочные упражнения.

При обучении детей с четвертым уровнем речевого развития по-прежнему большая роль отводится взаимосвязанному формированию лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языка.

Ставятся следующие задачи:

  • дифференцировать на слух оппозиционные звуки речи (свистящие — шипящие,звонкие — глухие, мягкие — твердые, р — л), а затем отработка этих дифференцировок в произношении;
  • закрепление произношения многосложных слов с различными вариантами стечения согласных звуков, при этом акцент делается на их дифференциацию, использование в самостоятельной речи сложной слоговой структуры и звуконаполняемости (птичница, термометр, заржавелая проволока, нержавеющая кастрюля, баскетболистки играют в баскетбол);
  • закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение грамоте.

При работе над лексическим компонентом языка внимание акцентируется на следующем:

  • на уточнении и расширении значений слова;
  • на формировании семантической структуры слова;
  • на введении новых слов и сочетаний в самостоятельную речь.

Работа с любым уровнем речевого развития ребенка требует совместного сотрудничества всех специалистов и, конечно, заинтересованности родителей.

Ссылка на основную публикацию
Флуимуцил-антибиотик ИТ для ингаляций инструкция по применению для детей и взрослых, как разводить,
Антибиотик Флуимуцил для ингаляций Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам. У нас...
Физиолечение в неврологии
Новые методики в физиотерапии в неврологии Физиотерапия (от греч. physis - " природа" , therapeia - "лечение") - наука, изучающая...
Физиология печени — SportWiki энциклопедия
Билирубин - Bilirubin Интерактивное изображение Интерактивное изображение ЧЕМБЛ501680Y 4577 RFM9X3LJ49Y Билирубин - это соединение желтого цвета, которое встречается в нормальном...
Флуконазол — через сколько дней после приема проходит молочница
Противогрибковое средство флуконазол - отзыв С какими побочками мне пришлось столкнуться при приёме Флуконазола⚠️ Несколько аналогов для периода БЕРЕМЕННОСТИ и...
Adblock detector